Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Проблемы и решения
16.08.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стоило ли копья ломать?

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения в сфере ценообразования, пополнился еще одним документом...
Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения в сфере ценообразования, пополнился еще одним документом -- постановлением Совета Министров от 2002-07-24г. N 994 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1999г. N 209" (см. Информбанк, с 3.). Оно регламентирует порядок форирования цен на товары, изготовленные из давальческого сырья на территории Республики Беларусь.

ВНЕСЕННЫЕ изменения по своему содержанию схожи с нормами, содержащимися в п.1.9 Указа Президента от 7.03.2000г. N 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров", где закреплено, что приобретение резидентами у нерезидентов товаров, произведенных на территории Беларуси, осуществляется по ценам, не превышающим более чем на 5% отпускную цену, установленную производителем соответствующего товара для его потребления на территории Республики Беларусь на день заключения договора реимпорта.

Видимо, под действие п.1.9 Указа подпали не все случаи продажи на территории страны товаров, изготовленных из давальческого сырья, что и послужило причиной принятия постановления N 994. Можно предположить, что целью разработчиков последнего было установление такого порядка, при котором резиденты РБ (изготовители), производящие товары из сырья, переданного им нерезидентами на давальческих условиях (давальцами), будут формировать на них отпускную цену. Такая цена в дальнейшем будет являться базой для определения надбавки, которую может "накрутить" нерезидент -- собственник изготовленного товара при его продаже белорусским субъектам хозяйствования.

Такой подход означает, что сотрудникам предприятий-изготовителей придется выполнять двойную работу при формировании цен. Необходимо, во-первых, составлять калькуляции, обосновывающие цену работ по изготовлению товара, а во-вторых, обосновывать калькуляцией и отпускную цену товара, изготовленного для давальца. И если первое понятно, то составить калькуляцию на товар давальца будет непросто.

По всей видимости, авторы документа полагали, что цена на изготовленный для давальца товар будет рассчитываться в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 22.04.99г. N 43. В п.2.1 Положения сказано, что отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления определяются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг), и конъюнктуры рынка. Включение затрат в себестоимость продукции производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Из всей перечисленной тут информации предприятие-изготовитель будет располагать лишь сведениями о стоимости сырья, которую должен указать давалец в сопроводительных документах, а также сведениями о собственных затратах на изготовление готовой продукции. Если при калькулировании отпускной цены принять во внимание только эту информацию, то в скором времени нерезиденты перестанут продавать в Беларуси товар, изготовленный на давальческих условиях в нашей стране, поскольку такая деятельность будет заведомо убыточной.

Представить, каким образом предприятие-изготовитель сможет учесть при формировании отпускной цены такие расходы давальца, как платежи за доставку сырья, таможенные платежи при покупке сырья (ведь совсем не обязательно, что в соответствии с законодательством страны давальца такие расходы должны включаться в стоимость сырья), оплата труда сотрудников давальца и т.д., очень сложно. Можно, конечно, всю эту информацию получить от давальца. Но какими документами он должен подтверждать сведения о своих затратах, как эти документы должны быть оформлены, каким образом давалец должен сообщать предприятию-изготовителю информацию о месте дальнейшей реализации товара (ведь необходимо сформировать цену с учетом франкировки, как этого требует п.2.2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов)?

Заметим, что 5-процентное ограничение в цене будет действовать даже в том случае, когда резидент РБ купит товар не у давальца, а у иного нерезидента. К примеру, если давалец вывез за границу и продал готовую продукцию другому нерезиденту, ограничение в цене будет сохраняться и при реализации этого товара белорусской организации. Кроме того, составлять калькуляцию с расшифровкой статей затрат придется даже тогда, когда давалец не предполагает продавать готовую продукцию в Беларуси, а планирует вывезти ее за границу.

КАК УЖЕ отмечалось, постановлением N 994 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обосновывать соответствующими экономическими расчетами (калькуляциями с расшифровкой статей затрат) уровень отпускных цен на товары, производимые ими из сырья, передаваемого нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях. Хорошо, экономическими расчетами отпускные цены обосновывать надо. Но кто это должен делать? Естественно, тот субъект, на которого возложена обязанность по формированию отпускной цены. Но в документе не сказано, что это должно делать предприятие-изготовитель. О том, чья же это обязанность, говорится в п.2.3 Положения N 43: "отпускные цены на продукцию (товары), вырабатываемую из давальческого сырья, формируются собственником сырья (здесь и далее выделено автором) исходя из стоимости сырья, расходов, связанных с его приобретением и переработкой, реализацией готовой продукции (товаров), установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учетом уровня отпускных цен, сформированных предприятием-изготовителем на такую же продукцию (товары), изготовленную из собственного сырья. По соглашению сторон отпускные цены на продукцию (товары), изготовленную из давальческого сырья, формируются предприятием-изготовителем".

Таким образом, логично сделать вывод, что предусмотренная постановлением обязанность по обоснованию предприятием-изготовителем отпускной цены на продукцию, произведенную на давальческих условиях, возникает только в случае, когда достигнуто соглашение между ним и давальцем о формировании цены предприятием-изготовителем. А при отсутствии такого соглашения обязанность формировать ее лежит на давальце, что исключает необходимость составления экономических расчетов предприятием-изготовителем. Соответственно, поскольку в последнем случае отпускная цена устанавливается давальцем, 5-процентное ограничение цены действовать не будет, т.к. отсутствует база для его исчисления -- установленная предприятием-изготовителем отпускная цена.

При дальнейших рассуждениях становится непонятным смысл принятия постановления: если по соглашению сторон формировать отпускную цену поручается предприятию-изготовителю, то составить калькуляцию оно обязано в соответствии с постановлением Совмина от 10.02.99г. N 209. Однако, судя по комментарию Департамента антимонопольной и ценовой политики Минэкономики, субъектам хозяйствования предлагается применять комментируемый нормативно-правовой акт в понимании, представленном выше.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует обратить внимание, что санкции за отсутствие экономических расчетов согласно п.2 постановления Совмина от 10.02.99г. N 209 составляют до 30% от стоимости реализованной продукции. Однако при передаче предприятием-изготовителем (т.е. подрядчиком) готовой продукции давальцу (т.е. заказчику) реализации не происходит, поскольку собственником и сырья, и готовой продукции является именно давалец. Это подтверждает и п.1 ст.221 Гражданского кодекса, в котором сказано, что поскольку иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов. Таким образом, к предприятиям-изготовителям не могут быть применены названные экономические санкции.

Постановление не будет распространяться и на случаи, когда давальческое сырье передается резидентом Республики Беларусь, уполномоченным на это, например, по договору комиссии с нерезидентом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by