$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Сто проектов для инфраструктуры©

06.10.2015

На заседании 8-й сессии Палаты представителей пятого созыва депутаты рассмотрели проект закона «О государственно-частном партнерстве».

Законопроект направлен на обеспечение стабильных условий развития всех форм государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечения инвестиций в белорусскую экономику. Его цель — сконцентрировать материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и другие ресурсы, привлечь средства внебюджетных источников для реализации инвестиционных проектов, планов и программ по развитию инфраструктурных объектов.

В проекте определены существенные условия соглашения о ГЧП, порядок изменения и расторжения соглашения, обязательства сторон, включая имущественное и финансовое обеспечение со стороны государственного партнера. Проект также закрепляет нормы, гарантирующие стабильность условий соглашения о ГЧП, государственные гарантии прав частного партнера, а также право частного партнера на льготы и преференции, устанавливает порядок разрешения споров между частным и государственным партнерами.

Ранее в Минске состоялось расширенное заседание Межведомственного инфраструктурного координационного совета (МИКС) с участием представителей ЕЭК, ООН, МФК, ЕБРР, других международных организаций, на котором был представлен Национальный инфраструктурный план Республики Беларусь на 2016–2030 гг.

Совет был создан в соответствии с постановлением Совмина от 27.05.2014 № 508 в целях развития в нашей стране инфраструктурных объектов, в т.ч. на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). В план включены необходимые Беларуси на ближайшие 15 лет объекты инфраструктуры, очерчен их круг для ГЧП, сообщил первый заместитель министра экономики Александр Заборовский.

Основным инвестором для инфраструктурных объектов в Беларуси сегодня является государство. Это и неудивительно — такие проекты требуют масштабных вложений, обычно отличаются долгим сроком окупаемости и низкой доходностью. Но возможности государственных вложений ограничены, а потому необходимо найти условия привлечения частного капитала. Сделать это власти пытаются путем формирования необходимой правовой базы и стратегии инфраструктурного развития. Одним из первых этапов этого процесса стал план, содержащий перечни инфраструктурных объектов с указанием их территориального расположения и объемов финансирования. Здесь также спрогнозировано развития в 2016–2030 гг. в Беларуси энергетической, транспортной, социальной, жилищно-коммунальной и прочей инраструктуры.

По оценкам авторов плана, фактические совокупные затраты на инфраструктуру в 2014 г. составили чуть более 1,9 млрд. USD. При этом объема бюджетных средств, выделяемых на эти цели, снижается, а доля расходов государственных инвестпрограмм сократилось с 1,2% ВВП в 2006 г. до 0,8% в 2014-м.

Между тем устойчивое развитие национальной экономики, улучшение качества жизни населения требуют наращивания вложений в этой сфере. Согласно исследованиями компании McKinsey Global Institute, для поддержания адекватного состояния инфраструктуры совокупная стоимость ее активов должна составлять в среднем 70% от ВВП. Те страны, у которых эта доля ниже, должны наращивать инвестиции в инфраструктуру опережающими темпами. Беларусь может добиться этого только за счет объединения бюджетных, частных и зарубежных средств.

Потребность нашей страны в инвестициях в инфраструктуру оценивается в 62,5 млрд. USD в 2016–2030 гг., в т.ч. в ближайшие 5 лет — 18 млрд., в 2021– 2030 гг. — в 44,5 млрд. USD. Приблизительно половину необходимых ресурсов можно изыскать в государственном бюджете, полагает А.Заборовский.

По его словам, планируемый среднегодовой объем затрат на развитие инфраструктуры на период 2016–2020 гг. составит 1,8 млрд. USD, а к 2026-му — до 2,7 млрд. Среднегодовая потребность Беларуси в инвестициях в инфраструктуру на указанный период составит 3,58 млрд. USD. Таким образом, не хватает около 1,7 млрд. USD, которые нужно изыскать у частных инвесторов и международных организаций.

Советом были отобраны 100 инфраструктурных проектов, отвечающих приоритетам социально-экономического развития Беларуси. Из них 15 — по развитию транспортной инфраструктуры общей стоимостью 1,26 млрд. USD, 29 — по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры образования ( 344 млн. USD), и 9 — в сфере здравоохранения (402 млн. USD). Для ГЧП подготовлены 7 пилотных проектов. Самый дорогостоящий из них — реконструкция участка автомобильной дороги М-10 от границы с Россией (Селище) с Кобрином, стоимостью около 343 млн. USD. Предполагается, что частный партнер после строительства получит право на управление и обслуживание объекта в течение срока действия соглашения, после чего он будет передан государственной организации. Такой же механизм возврата частных инвестиций предусматривает и пилотный проект по строительству Бешенковичской ГЭС мощностью 33 МВт (186 млн. USD).

Помощь в подготовке и детальной проработке этих пилотных проектов для потенциальных инвесторов готовы оказать международные финансовые институты — МФК, ЕБРР, Глобальный инфраструктурный фонд Всемирного банка, сообщил на заседании МИКС министр экономики Владимир Зиновский.

Зарубежные эксперты уже сейчас консультируют Беларусь по вопросам становления института ГЧП. Все пилотные проекты плана прошли экспертизу Делового консультативного совета по ГЧП Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Они получили хорошую оценку, хотя при их реализации могут возникнуть проблемы с финансированием, отметил глава совета Джеймс Стюарт. Для их минимизации необходимо ответственно подходить к составлению контрактов, указать все риски, чтобы инвесторы были уверены в окупаемости своих вложений.

В свою очередь, руководитель программы ГЧП ЕЭК ООН Джеффри Гамильтон одобрил действия белорусского правительства по развитию ГЧП. Важным шагом в этом направлении должно стать принятие закона «О государственно-частном партнерстве» до конца т.г.

Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях