Сто приоритетов безопасности: от агроусадеб и дилеров до электромобилей и ютуба
Совет Министров постановлением от 25.04.2016 № 336 утвердил план мероприятий по реализации Директивы № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства». Он включает 111 пунктов, охватывающих различные аспекты экономики страны – экспорта, инноваций, промышленной политики и энергетической безопасности.
Первый раздел плана посвящен диверсификации экспорта. Здесь предлагается 40 пунктов. Среди них – разработка комплекса мер по повышению качества и конкурентоспособности. Планируется активно участвовать в выставках, тендерах и других мероприятиях за рубежом для продвижения отечественных товаров, заручиться консалтинговой поддержкой международных организаций по анализу мировых рынков.
Обещается поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. За счет их продукции должна расшириться номенклатура продаж через товаропроводящую сеть белорусских экспортеров.
Будут развиваться транспортно-логистическая инфраструктура, проводиться исследования, информационные и образовательные мероприятия. Здесь же значится строительство новых объектов здравоохранения, гостиниц, агроусадеб, реконструкция исторических центров городов.
Для изучения мнения экспортеров об уровне господдержки власти намерены использовать технологии краудсорсинга, онлайн- и физического опроса/анкетирования.
Планируется расширить экспорт в ЕС, в т.ч. за счет продукции, произведенной на модернизированных производствах и на совместных предприятиях, активно заняться сертификацией отечественных товаров за рубежом. Правительство намерено добиваться устранения барьеров в целях формирования единого транспортного пространства в рамках ЕАЭС и формирования единой системы технического регулирования в рамках ЕАЭС.
Для развития экспорта пригодятся советы соотечественников, живущих за границей, создание образов наших товаров в социальных сетях, микроблог в Twitter, канал на Youtube и т.п.
Шанс для
посредников и ТНК
Одна из задач плана – расширение дилерских продаж за рубежом, обеспеченных маркетинговой и сервисной поддержкой, услугами по сертификации и иными дополнительными услугами, финансируемыми на паритетных началах производителями и посредниками. Видимо, право последних на жизнь ради роста экспорта можно признать. Им даже может быть доверено право согласовывать цену, условия оплаты или поставок. Кроме того, будет развиваться система торговых домов в иностранных государствах по продвижению экспорта с использованием инструментов государственно-частного партнерства. В частности, должна расти товаропроводящая сеть белорусских производителей в России – для «сохранения и наращивания рыночной доли в тех сегментах, в которых достигается максимальная экономическая эффективность продаж».
Большие надежды правительство возлагает на сотрудничество с Китаем в рамках проектов «Шелкового пути» и Индустриального парка «Великий камень». Впрочем, это не исключает сотрудничества с любыми транснациональными корпорациями, если это сулит привлечение инвестиций, технологий и доступ к их товаропроводящей сети.
Срочно нужны
инновации
Раздел II, состоящий из 17 пунктов, посвящен инновациям, созданию условий для наращивания выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции с использованием технологий V и VI технологических укладов. Здесь запланированы подготовка и реализация Государственной программы инновационного развития страны на 2016–2020 годы, дальнейшее развитие Парка высоких технологий, проведение научных исследований. Появятся планы кластерного развития регионов, поощрения стартап-движения, привлечения в науку талантливой молодежи.
Ставится задача увеличить к 2020 г. численность исследователей до 22 человек на 10 тыс. населения, а долю внебюджетных источников во внутренних затратах на научные исследования и разработки – до 60%.
Задания, выполняемые в рамках государственных программ научных исследований, должны будут финансироваться за счет внебюджетных средств, в размере не менее 15% от сметной стоимости работ, а НИОК(Т)Р, выполняемые в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, – не менее 50% от сметной стоимости работ. Удельный вес высокотехнологичных видов деятельности в общем объеме промышленного производства должен к 2020 г. достичь 4–6%.
Промышленность: только новое
и ничего лишнего
Меры по изменению качества управления промышленным комплексом страны изложены в разделе III. Стратегическая задача здесь – приближение к европейскому уровню производительности труда. В 23 пунктах закреплен широкий спектр мероприятий. Среди них выделим меры по укреплению и мотивации менеджмента, внедрение современных систем корпоративного управления в крупных госорганизациях.
Не обошлось без традиционных призывов к созданию современных и высокотехнологичных производств, совместных предприятий с ведущими европейскими и мировыми производителями. Правительство надеется на производство белорусскими организациями продукции мировых брендов, а также по лицензиям зарубежных компаний.
Много внимания авторы плана уделили избавлению промпредприятий от непрофильных активов, передаче вспомогательных функций на аутсорсинг. Также предлагается выявлять и ликвидировать неэффективные производства и производственные процессы.
Для выявления организаций, требующих первоочередного решения вопросов неэффективности существующих бизнес-процессов, власти намерены привлекать внешний аудит, а для оптимизации бизнес-процессов, оценки результативности проведенной работы и полученных рекомендаций – консалтинговые организации.
Специальная межведомственная комиссия будет руководить внедрением CALS- и ERP-технологий и оценивать эффективность этого процесса.
Энергетика на уровне
Стратегической целью в республике традиционно значится повышение уровня энергетической безопасности. Этой теме посвящен раздел IV плана, включающий 30 пунктов. Здесь предусматривается обширный набор мероприятий по стимулированию энергосбережения страны путем развития малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты.
Одним из важнейших проектов названо строительство Белорусской атомной электростанции с максимально возможным использованием отечественных материалов и оборудования. Надо полагать, авторы плана уверены, что эта задача совместима с международными стандартами и не вызовет возражений ни у российского генподрядчика, ни у МАГАТЭ и соседних стран. Кроме того, республика намерена развивать сотрудничество с Польшей для возобновления экспорта электроэнергии (без которого окупаемость БелАЭС, вероятно, окажется под вопросом).
Более реальными выглядят планируемые меры по усилению контроля и надзора за рациональным использованием, соблюдением норм расхода топлива, электро- и тепловой энергии. В частности, планируется подготовить проект нормативного правового акта, предусматривающего усиление ответственности за нарушение законодательства в этой сфере.
Вероятно, недавним подписанием Парижского соглашения по климату навеяно решение исключить использование каменного угля и печного бытового топлива – правда, с учетом технической и экономической целесообразности.
Завершают план 2 самых любопытных пункта. Один из них декларирует намерение развивать производственные мощности для увеличения выпуска электромобилей и гибридных автомобилей. Во втором говорится о расширении парка такой техники «с учетом экономической целесообразности» и о развитии соответствующей инфраструктуры, предусматривающей строительство не менее 25 мест зарядки электромобилей на каждые 50 тыс. населения для городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек.
На первый взгляд, такое стремление выглядит слишком революционно для страны, где и обычные легковые автомобили в основном импортируются. Но в настоящее время производство электромобилей растет, а технологии их создания и зарядки непрерывно совершенствуются. Ведущие мировые автоконцерны США, Германии и Японии вкладывают миллиарды долларов в проекты в данной сфере. Делаются шаги по сборке электромобилей в России и Китае. Найти инвестиции для аналогичного производства в Беларуси довольно проблемно, но почему бы и не попытаться? К тому же не исключено, что через несколько лет территории, где нельзя зарядить аккумулятор, начнут объезжать стороной. А для такой страны как Беларусь было бы весьма обидно потерять часть традиционного транзита. Так что даже если самим белорусам электромобиль в ближайшие годы будет не по карману, гостям надо обеспечить заправку.