Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
21.02.2014 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СТИМУЛЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ©

Нерадостные итоги прошлого года и предстоящие сложности в текущем не заставят белорусские власти менять планы и привычку управлять экономикой вручную. Свидетельством тому стали мероприятия, состоявшиеся на этой неделе.

и построение супербогатых

Нерадостные итоги прошлого года и предстоящие сложности в текущем не заставят белорусские власти менять планы и привычку управлять экономикой вручную. Свидетельством тому стали мероприятия, состоявшиеся на этой неделе.

На заседании Совмина 18 февраля были подведены итоги социально-экономического развития республики в 2013 г. и дана оценка выполнению заданий, утвержденных на I квартал т.г. Приоритетами объявлены рентабельность, экспорт, прямые иностранные инвестиции, а также снижение складских запасов и внешней дебиторской задолженности. При этом руководители отраслей и регионов обязаны создать условия для перспективного роста экономики, считает премьер-министр Михаил Мясникович, а для этого «нужны смелые инновационные проекты, реализовать которые могут молодые и грамотные управленцы». Однако тут есть проблемы с инициативой, профессионализмом и стремлением брать на себя ответственность. Как будут преодолеваться эти типичные для любой административно-командной системы затруднения, глава правительства не уточнил. По-видимому, особых рычагов воздействия тут нет — например, большинству ведомств, провалившим задания 2013 г. (кроме Минстройархитектуры и Беллесбумпрома, где полностью обновлены руководящие составы), и руководству правительства дана очередная «последняя возможность доказать свою состоятельность».

Доказательством должно стать выполнение квартальных заданий по валовому региональному продукту, экспорту и другим целевым показателям на 2014 г., а также по снижению складских запасов до 60% среднемесячного объема производства и внешней дебиторской задолженности на начало 2015 г. до 7,2% общего объема экспорта, который при этом должен вырасти на 3 млрд. USD. Таким образом, в соответствии с требованием Президента продажи на внешних рынках придется обеспечить с минимальной отсрочкой платежа, а также по схемам стимулирования экспорта. Так что белорусским маркетологам придется приложить немало усилий, чтобы убедить зарубежных покупателей в приемлемости подобных условий. Подстраховать сбыт правительство намерено с помощью «мощного пакета стимулирующих мер» для промышленности, включающего закупку техники для села на 2,5 трлн. Br, лесного хозяйства — на 600 млрд., программу лизинга техники для фермеров, организаций потребкооперации и ЖКХ. Вероятно, внутренняя дебиторская задолженность менее болезненно скажется на балансах производителей.

ПО МНЕНИЮ первого заместителя премьер-министра Владимира Семашко, «неуд» отечественной промышленности по итогам 2013 г. объясняется снижением конкурентоспособности продукции по цене, недостаточной инвестиционной активностью, низкой инициативностью по диверсификации рынков сбыта. Кроме того, предприятия явно перегружены налоговым бременем, перекрестным субсидированием по энергетике, высокими ставками по банковским кредитам, поддержанием социальной сферы и затратами по поддержке сельхозпроизводств.

Для исправления положения правительством предложен комплекс краткосрочных и долгосрочных мер. Среди них — снижение с 1 января т.г. тарифов на электроэнергию и газ, а для отдельных энергоемких предприятий — на тепловую энергию, расширение мер господдержки при кредитовании экспорта. Постановлением Совмина от 4.02.2014 № 95 госпредприятиям предписано передать отдельные вспомогательные функции непрофильных и вспомогательных производств специализированным организациям, а постановлением от 13.02.2014 № 123 разрешено продавать продукцию по ценам ниже себестоимости. По мнению В.Семашко, «необходимые условия для решения проблем в контексте “здесь и сейчас” созданы». Правда, часть документов, закрепляющих принятые решения, еще только предстоит направить на рассмотрение премьер-министру и Президенту, а некоторые следовало принять еще в начале II полугодия 2013 г., когда признаки надвигающейся рецессии уже были очевидны. Теперь же власти пытаются спасти положение с помощью мер, часть которых запоздала, а часть неоднократно без особого успеха применялась ранее. Например, постановление № 123 почти дословно повторяет аналогичное постановление от 9.12.2008 № 1903, действовавшее в кризисном 2009 г. Однако с тех пор кое-что изменилось. Во-первых, многие зарубежные компании научились соизмерять свои затраты с уровнем цен на рынках, чтобы не торговать в убыток, а во-вторых, в белорусском Налоговом кодексе еще с 1.01.2013 г. был отменен подп. 3.11 ст. 129 НК, позволявший включать во внереализационные расходы потери от произведенной в соответствии с законодательством уценки производственных запасов и готовой продукции. Таким образом, утрачен важный стимул для предприятий, которые пожелали бы воспользоваться нормами постановления № 123, ведь снижение налогового бремени могло бы отчасти смягчить потери, вызванные в немалой степени макроэкономическими просчетами государства.

В ОТЛИЧИЕ от прошлых лет, правительство, похоже, меньше рассчитывает на малый бизнес в деле разгрузки складов. Правда, М.Мясникович заверил, что одной из системных задач этого года остается работа с малым и средним бизнесом, а Директива № 4 по-прежнему базовый документ, который должен быть реализован в полном объеме. Однако обещание создать для малого и среднего предпринимательства необходимые комфортные условия явно касается не всех. Так, на состоявшемся в тот же день совещании по проекту указа «О некоторых вопросах реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» бизнесменам пообещали доработать этот документ с учетом интересов сторон, чтобы создать равные для всех условия и способствовать развитию прозрачной цивилизованной торговли. Но интересы, условия и прозрачность должны укладываться в рамки требований техрегламентов Таможенного союза по безопасности продукции, которые предприниматели считают невыполнимыми из-за сложностей с получением сопроводительных документов и сертификацией товаров, закупаемых мелким оптом на российских и китайских рынках. Попытки объяснить последствия изменения условий ведения бизнеса более чем 60 тыс. ИП восприняты как шантаж и давление на власть. Так что, как заявил Президент, решение будет принято исходя из выгоды для потребителей, т.е. белорусского народа и государства, а также для самих предпринимателей.

Что выгодно, а что нет, во всех трех случаях будет определяться чиновниками. Поэтому никаких дальнейших отсрочек внедрения техрегламентов, обязанности иметь сопроводительные документы и предоставлять покупателям (а также, разумеется, проверяющим) установленную законодательством информацию не будет. ИП имеют полную свободу выбирать: работать с назначенными государством оптовиками (на тех условиях, которые те установят) или оказаться за бортом. По словам вице-премьера Петра Прокоповича, около 9 тыс. ИП заключили договоры на поставку товаров. Попутно чиновники получили нагоняй от Президента за то, что до сих пор не создали большого оптового рынка по образцу Черкизовского (того самого, который был в прошлом году с грандиозным скандалом закрыт в Москве как рассадник криминала, коррупции, незаконной миграции и антисанитарии).

По мнению П.Прокоповича, предлагаемые изменения в работе ИП не должны породить ни снижения налоговых поступлений, ни возможного ухода с рынка части предпринимателей. Вице-премьер полагает, что рынок товаров и торговая сфера у нас уже перенасыщены и часть предпринимателей все равно не выдержит конкуренции с крупными центрами. К тому же изменение условий их работы должно перенаправить интересы предпринимателей от торговли к производству, сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса или хотя бы на торговлю отечественными товарами. По-видимому, власти уверены, что у ИП достаточно ресурсов и готовности рисковать. Так что можно не сомневаться, что в ходе рассмотрения «глубины процессов, происходящих в предпринимательской среде», выяснится, что ИП не перебиваются с воды на хлеб, а «стали супербогатыми», став на ноги за счет белорусского народа и государства, и им придется «немножко поделиться с государством»…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений