$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Стимул к самоочищению стратегия выживания

09.12.2008

     Слово «кризис» на китайском языке состоит из 2 иероглифов: «угроза» и «возможность». Следовательно, этого явления не нужно бояться, кризис станет стимулом самоочищения экономик большинства стран, переходом к более рациональным принципам поведения и предприятий, и потребителей. Так считает председатель оргкомитета конкурса «Брэнд года» директор центра системных бизнес-технологий «Сатио» Жанна ГРИНЮК.

- Жанна Владимировна, значит, не так уж и страшна мировая угроза, как ее «малюют»?

— Развитые страны чересчур разбалованы возможностями постиндустриального общества. Нормы морали потребительского сообщества уже не стыкуются с принципами рационального использования финансовых ресурсов и времени, природо- и ресурсопользования. Мы не умеем экономить. Меняем автомобиль на новый лишь потому, что это престижно.

     Человеческой цивилизации дается уникальная возможность отказаться от прошлых ценностей и принципов и перейти к новым — более рациональным и гуманным. В целом кризис дает толчок к развитию нового политического и экономического мышления мировых элит. Первая мировая война привела к укрупнению экономик и формированию региональных альянсов. Вторая — к созданию ООН, объединившей народы на решение новых глобальных проблем человечества. Нынешний кризис — хороший стимул для построения партнерского взаимодействия, формирования новых международных институтов, способных поднять жизнедеятельность земной цивилизации на более высокую ступень.

- Какие предприятия и отрасли нашей страны больше других могут пострадать от негативного влияния извне?

— Появились очевидные угрозы для флагманов белорусской промышленности. Больше других рискуют финансовый сектор и сектор недвижимости. Есть проблемы в строительном сегменте товаров и услуг, ранее сориентированном на российский строительный рынок, который, по разным оценкам, сократился на 30-60%. Не слишком идут дела у деревопереработчиков и производителей коммуникационных устройств.

    Наименее пострадают отрасли, производящие товары повседневного пользования. Низкоценовой и среднеценовой сегменты могут быть вообще не затронуты. Последний даже вправе рассчитывать на приток потребителей от группы премиум-сегмента. Некоторые эксперты склонны считать, что у Беларуси есть определенные шансы остаться т.н. «островком безопасности». Тем не менее хочу предостеречь управленцев от перепроизводства, затоваривания складов в условиях падения спроса на ряд товаров. Расчет на старый ассортимент, привычные каналы сбыта — эта системная ошибка уже проявилась на ряде предприятий. Требуется гибкое управление, оперативный swot-анализ, сокращение расходов и реструктуризация ассортиментного портфеля.

- Что конкретно надо делать?

— 19 декабря в столичном отеле «Европа» в рамках профессионального конкурса «Брэнд года» состоится третий саммит директоров на тему: «Стратегия управления в условиях глобального кризиса». Цель встречи — содействие диалогу управленческой бизнес-элиты, экспертов и правительства по формированию эффективных стратегий в условиях мирового экономического кризиса, что даст возможность действовать на опережение. Лучше упредить появление проблемы, чем бороться с ее последствиями.

     Сегодня иные отечественные управленцы переживают повышенную тревожность. В свою очередь, она вызывает аналогичную реакцию персонала, способную вызвать ажиотаж потребительского рынка. Экономическая паника ведет к неадекватным решениям и директоров, и персонала, и потребителей.

- Что ожидаете от участников мероприятия — жалоб, ценного антикризисного опыта?

— Конечно, опыта построения управленческих стратегий в таких неординарных ситуациях. В ходе традиционных для этого саммита трех форматов участники смогут ознакомиться с оценкой и рекомендациями представителей власти, экспертов и самих директоров.

Беседовала Тамара МАРКИНА