$

2.1402 руб.

2.4287 руб.

Р (100)

3.2670 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

216.90 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Ставки арендной платы будут пересмотрены

08.01.2002
Министерство экономики разработало проект указа Президента "О внесении дополнения и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 августа 1996г. N 302", касающегося порядка определения минимальных ставок арендной платы за помещения в административных зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности. В чем же суть предполагаемых изменений?

Прежде всего, коррективы вносятся в само название указа: после слова "административных" следует читать "и общественных". Таким образом, расширяется круг категорий зданий и сооружений, на которые распространяется указ.

Далее документом предполагается установить не минимальные ставки арендной платы, а их размеры. Данное нововведение в какой-то степени ограничит произвол арендодателей при установлении ставок арендной платы при сдаче в аренду помещений. Нынешний порядок позволяет арендодателю диктовать арендатору свои условия, ведь Указом Президента от 21.08.96г. N 302 установлены минимальные ставки. В связи с этим проектом предусмотрена новая редакция определения минимальных ставок, утв. Указом N 302. Основная цель нового Порядка определения размеров арендной платы за помещения в административных и общественных зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (таково название документа в новой редакции) -- недопущение необоснованного роста размеров арендной платы, совершенствование арендных отношений и установление максимального исчисления размеров арендной платы за помещения, находящиеся в государственной собственности.

Рассмотрим основные моменты проекта. В отличие от действующего Порядка в проекте назван уполномоченный главой государства орган -- Республиканская комиссия по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности, -- который вправе устанавливать иные размеры арендной платы, нежели предусмотренные проектом нового документа.

Определен перечень зданий и сооружений, помещения в которых сдаются согласно этому документу. За основу перечня была принята классификация зданий и сооружений для определения ставок арендной платы, введенная Республиканской комиссией протоколом от 26.03.99г. N 5.

В отличие от действующих норм проектом предусмотрено исполнение денежного обязательства в белорусских рублях по курсу Национального банка, установленному не к доллару США, а к евро на день оплаты. Нерезидентами Республики Беларусь арендная плата вносится как в евро, так и белорусских рублях по курсу Нацбанка, установленному к евро на день оплаты, за исключением случаев, когда международными договорами предусмотрен иной порядок расчетов.

Установление арендной платы только в денежном выражении не стыкуется с нормами ст.585 Гражданского кодекса, согласно которой арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей не только в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно, но и в виде: 1) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов; 2) предоставление арендатором определенных услуг; 3) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду; 4) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Проект ограничивает предоставленную ГК РБ возможность сторон договора аренды сочетать указанные выше формы арендной платы, а также предусматривать иные формы оплаты аренды.

Согласно проекту размер арендной платы уже рассчитывается исходя из общей площади арендуемых помещений, базовой ставки арендной платы за 1 кв.м общей площади в месяц, понижающих и повышающих коэффициентов. Причем базовая ставка устанавливается Минским городским и областным исполнительными комитетами по согласованию с Республиканской комиссией по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности.

При расчете размера арендной платы применяются коэффициенты месторасположения, комфортности, целевого использования, социальной значимости. Необходимо отметить, что коэффициенты месторасположения и комфортности практически остались прежними, и их применение снижает размер арендной платы. Что касается коэффициента целевого использования, то за производственные помещения установлен коэффициент -- 1, за непроизводственные -- 2, за смешанные -- 1,5.

Классификация помещений по их целевому использованию на практике вызывает ряд вопросов ввиду отсутствия четкого их разграничения. Кроме того, немало случаев, когда арендаторы с целью занижения ставок арендной платы размещают (условно) в кабинетах руководителей простых сотрудников, что позволяет им вместо 10 USD в г.Минске за непроизводственные помещения платить 7 USD -- как за смешанные. Коэффициент социальной значимости деятельности, осуществляемой арендатором, устанавливается решением Минского городского и областных исполнительных комитетов для отдельных категорий арендаторов в размере от 1,0 до 20. Применение данного коэффициента, согласно проекту, увеличивает арендную плату, что фактически не соответствует своему назначению. Необходимо вводить коэффициент от 1 до 0,2, что позволит оценить значимость деятельности арендатора.

При наличии оснований для применения нескольких коэффициентов, применяются все соответствующие.

Кроме того, проектом предусмотрены случаи, когда арендная плата не взимается, а также оговорены ситуации использования понижающих коэффициентов для отдельных категорий арендаторов. За основу этих льгот приняты льготы, установленные как действующим Порядком, так и решениями Республиканской комиссии.

Автор публикации: Сергей БАЙДА


Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях