$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СТАВКАМ НЕКУДА ДЕВАТЬСЯ:©

15.07.2014

выше не могут, ниже не хотят

Накануне дня работников налоговых органов министр по налогам и сборам Владимир ПОЛУЯН в интервью агентству«БелТА» пообещал, что каких-либо изменений ставок основных налогов в следующем году не ожидается. По мнению министра, отечественная налоговая система достаточно привлекательна на фоне наших партнеров по Таможенному союзу и соответствует также стандартам развитых стран по количеству и составу платежей.

Таким образом, можно надеяться, что больше налоги не станут. Правда, не станут они и меньше, хотя некоторые бизнес-союзы продолжают настаивать на снижении ставки НДС, которая у нас сегодня выше, чем в России (18%) и Казахстане (12%). Но снижать эту ставку в РБ не планируется, поскольку поступление данного налога необходимо для выполнения социальных обязательств государства, а НДС занимает почти треть доходов консолидированного бюджета, что, в свою очередь, связано с особенностями структуры белорусской экономики, которая не пополняется природной рентой от добычи полезных ископаемых в таком объеме, как в России или Казахстане.

По мнению министра, более высокая ставка НДС в Беларуси не оказывает негативного влияния на экспорт, поскольку при поставках за рубеж применяется нулевая ставка этого налога. Впрочем, дело действительно здесь не в ставках (в странах Евросоюза они также существенно различаются). Главная проблема кроется в достаточно сложном механизме подтверждения уплаты НДС, однако власти трех стран надеются поправить это с помощью перехода к электронному документообороту при администрировании косвенных налогов. Кстати, и Договор о Евразийском экономическом союзе не предполагает унификации налоговых ставок. В ст. 71 этого Договора лишь отмечается, что налогообложение в государстве — члене, на территории которого реализуются товары других государств — членов, должно быть не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством — членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих на его территории. При этом государства — члены определяют направления, формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза, включая гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам, а также дальнейшее совершенствование системы взимания НДС во взаимной торговле.

Тем временем в России министр финансов Андрей Силуанов пообещал «непростые и непопулярные решения» в сфере налогообложения. Так, всерьез рассматривается возможность повышения с 2015 г. ставки НДС, введения в регионах налога с продаж, увеличения ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 15%, а также введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов, к которым не применяются профессиональные и имущественные налоговые вычеты (например, дивиденды). Такие доходы предлагается облагать по ставкам: до 5 млн. RUB включительно — 13%; от 5 до 50 млн. RUB — 18%; от 50 до 500 млн. RUB — 23%; свыше 500 млн. RUB — 28%. Авторы проекта отмечают, что в РФ только 0,2% социально активного населения страны получает в год более 5 млн. RUB, а их совокупный доход равен почти 30% всех доходов граждан РФ. Кроме того, предлагается лишить малые формы бизнеса в сфере торговли, общепита и бытовых услуг специальных режимов налогообложения, одновременно освободив малые компании в других отраслях от налога на имущество, ставка которого с будущего года будет определяться по кадастровой стоимости.

Если хотя бы часть этих планов воплотится в жизнь, у белорусов будет еще больше оснований считать свою налоговую систему более привлекательной, чем у соседей, хотя фискальное бремя меньше от этого не станет.

Впрочем, у россиян есть и другие планы. Так, одобренные правительством РФ законопроекты «О промышленной политике» и «О стандартизации» предусматривают длительные (до 2025 г.) налоговые льготы для вновь создаваемых производственных компаний, создающих инновационную продукцию. При этом предполагается использовать во всех отраслях так называемые специальные инвестиционные контракты, модель которых «обкатана» в автопроме на режиме промышленной сборки. Льготы включают обнуление федеральной части налога на прибыль (с нынешних 2%). Регионы получат право снизить местную ставку указанного налога с 18 до 5%, а также ставку налога на имущество. Очевидно, эти преференции коснутся не слишком широкого круга предприятий, так же как у нас льготы по налогу на прибыль для производителей высокотехнологичных и инвестиционных товаров.

В. Полуян также пообещал, что в Беларуси в 2015 г. не будет вводиться налог на богатство. Впрочем, у нас этот вопрос и не поднимался, тогда как в ряде стран, например, во Франции этот налог недавно появился. Тихо пока и с налогом «на тунеядцев». Зато в России Минфин подготовил проект, согласно которому с 2015 г. неработающие россияне лишаются права на бесплатную медицину. Согласно проекту Основных направлений бюджетной политики на 2015–2017 гг. все, кто не имеет официального места работы (кроме детей, пенсионеров и лиц, зарегистрированных в качестве безработных), должны будут ежегодно выплачивать по 18% суммы, выделяемой на медицинское обслуживание каждого гражданина из региональных бюджетов. В 2015 г. эта сумма составит 18,8 тыс. RUB в год, то есть доплачивать нужно будет по 3,4 тыc. RUB в виде покупки медицинского страхового полиса. Предполагается, что эта мера коснется примерно 42,8 млн. россиян.

У нас же пока в условиях довольно высоких темпов инфляции, вероятно, с будущего года можно ожидать лишь повышения налогов на землю и недвижимость, а также акцизов, что является не слишком приятной, но устоявшейся традицией.

Накануне профессионального праздника Владимир Полуян сделал весьма важный вывод о том, что «для повышения эффективности налоговой системы большую значимость на современном этапе начинают приобретать не изменение ставок основных налогов, а вопросы улучшения их качественных характеристик, включая налоговое администрирование и систему взаимоотношений с плательщиками, обеспечение стабильности и предсказуемости налогового законодательства». Спорить с таким тезисом не приходится.

Валерия ГЕРАСИМОВА