$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

СТАВКА НА СКЛАД

08.10.2010

Беларусь отстает от мировых тенденций в сфере организации хранения и учета товарно-материальных ценностей, считают участники прошедшей в Минске специализированной выставки «Складские технологии-2010». По их мнению, это снижает конкурентные преимущества отечественных предприятий реального сектора и торговли.

К сожалению, в настоящее время складские технологии в нашей стране развиваются очень медленно из-за неверных выводов об их чрезмерной затратности для экономики компаний, пояснил «ЭГ» специалист отдела продаж ООО «Воксон инжиниринг» Сергей Левкин. По его словам, предприятие является поставщиком стеллажей различной конфигурации, которые позволяют использовать площадь и высоту склада с максимальной пользой. Однако за 5 лет работы на этом рынке он не раз убеждался, что отечественные субъекты хозяйствования особого внимания на рациональное использование кубатуры помещений не обращают, а взаимосвязь между эффективной работой склада и результатами деятельности предприятия для многих руководителей в диковинку.

В Беларуси сильны традиции советской эпохи, вторит ему коллега — из ООО «Izmet» Дмитрий Стояновский. По его словам, все еще высока доля тех, кто готов складировать продукцию на полу помещения вместо того, чтобы повысить его вместительность путем установки стеллажей. Поэтому у нас их производителей — раз, два и обчелся.

Согласно мониторинговым исследованиям, всего в нашей стране порядка 8 тыс. складских помещений, в т.ч. приспособленных, но при этом не все они пригодны для хранения товаров. Согласно официальной статистике, в Минске и его окрестностях, например, лишь 10% из них более-менее соответствуют требованиям, предъявляемым к складской инфраструктуре. Большая же часть — это здания, возведенные во времена СССР, когда задач по созданию качественных условий хранения в них товаров фактически не ставилось. За десятки лет данное наследие обветшало, что и отразилось на его эксплуатационных характеристиках. Три четверти объектов отечественного складского хозяйства, по мнению экспертов, принадлежит к самым низким категориям — «C» и «D».

В результате в сфере оптовой торговли, например, средний коэффициент использования емкости складов составляет 0,52 (в США этот показатель — 0,92–0,95).

Обновление складского хозяйства нуждается в серьезных инвестициях, в то время как органы госуправления требуют направлять их в первую очередь на модернизацию технологического оборудования для наращивания валовых показателей. Поэтому неудивительно, что поставщикам стеллажей, предлагающим установку их в складе с прохудившейся крышей, производители, как правило, дают от ворот поворот.

«Самые консервативные в нашей стране потребители складского оборудования — предприятия госсектора», — поделилась наблюдениями Алла Иллюкевич, менеджер ООО «БелСКС сервис». Данная компания представляет в Беларуси интересы ведущих европейских производителей складского оборудования, в частности, является официальным дистрибьютором известного испанского концерна Mecalux.

Его продукция предназначена для производственных предприятий различных отраслей, пояснила А.Иллюкевич. Европейцы, например, активно приобретают гравитационные стеллажи, представляющие роликовые конвейеры по транспортировке грузов. Они позволяют, во-первых, использовать до 90% объема склада, во-вторых, классифицировать товар, в-третьих, экономить время на транспортных операциях.

Увы, наши фабрики и заводы к их внедрению, по словам представителя «БелСКС сервис», относятся сдержанно, хотя потенциальную выгоду не отрицают. Такая пассивность не нацеливает белорусские фирмы заниматься импортозамещением — освоением отечественного производства гравитационных стеллажей.

Впрочем, мировая мода, хотя и медленно, но все же приходит в Беларусь. Прежде всего это вызвано возведением в нашей стране современных торговых комплексов, планами строительства крупных логистических центров. Заместитель министра торговли Олег Якубович, комментируя «ЭГ» тенденции развития складского хозяйства, назвал их обнадеживающими. По его словам, нынешние склады отечественных супермаркетов и гипермаркетов, например, оснащены современным оборудованием, здесь происходит активный процесс внедрения новых технологий, присущих торговым компаниям развитых стран.

Это подтверждается статистикой, согласно которой в последние годы некоторые организации вневедомственной подчиненности, в частности, Coca-Cola, McDonalds, Vitalur, Euroopt, Prostor’e, построили небольшие склады (в среднем 2–3 тыс. м2) категории «А» для собственных нужд. Низкотемпературный складской объект мирового уровня площадью 4,6 тыс. м2 появился в 2009 г. у известного производителя мороженого ИП «Морозпродукт». Все помещения здесь зонированы, оснащены стеллажами и приспособлены для работы специальной погрузочной техники, что позволяет качественно организовать бизнес-процессы. Столь же современными складами обзавелись ЗАО «Комкон» (4,5 тыс. м2) и ГК «Белрусинвест» (два комплекса на 9 тыс.м2).

В ближайшие 5 лет в нашей стране планируется ввод новых объектов, которые значительно расширят возможности качественного хранения товаров. Согласно Программе развития логистической системы Республики Беларусь до 2015 г., утв. постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249, в их возведении в окрестностях Минска участвуют или будут участвовать такие компании, как ИП «БЛТ-Логистик», ИООО «АОИ Логистик Парк», СООО «БелВингесЛогистик», ИООО «Логистический центр «Прилесье», ООО «Семь высот», ООО «Логопарк «Свислочь», ООО «ИнтерСтройПорталПлюс» и др.

Впрочем, о светлых перспективах логистического бизнеса этих и других застройщиков говорить преждевременно. В менталитете белорусов — хранить товар на собственных или арендуемых складах. На сегодняшний день большого рвения сдавать его под ответственное хранение специализированным организациям пока не замечено. Да, для среднестатистического европейского городка, где булочник, транспортируя хлеб в склад коллективного пользования, перекладывает на других заботу о его оперативной доставке заказчику, картина привычная. У нас же где-нибудь в Копыле или Жабинке представить такое вряд ли возможно — скоропортящийся товар, скорее, очерствеет или покроется плесенью, прежде чем попадет на стол потребителю.

Иначе говоря, прогресс в данной области связывается и с перспективами становления в Беларуси складского аутсорсинга. Технология 3PL (Third Party Logistics), включающая предоставление комплекса логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров, не в диковинку разве что для самых продвинутых субъектов хозяйствования. Реалии в нашей стране таковы, что клиенты, увы, пока не стоят в очереди за покупкой услуг компаний, которые, как, например, ИП «БЛТ-Логистик» или СООО «Даймондфрут», уже освоили функции 3PL-операторов. Хотя стоимость этих услуг складского аутсорсинга сопоставима, а то и ниже затрат предприятия на обслуживание собственного склада.

Иван МИХАЛЕВИЧ