Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Кадры
12.05.2020 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №34 (2333) от 12.05.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Статистика по занятости от Белстата: где работают белорусы, сколько среди них работников предпенсионного возраста и что нас ждет в будущем

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Белстат представил данные, посвященные занятым в национальной экономике. Приведенная статистика демонстрирует картину, сложившуюся на начало года, и еще не отражает всех последствий кризисных явлений, затронувших белорусскую экономику в I квартале. Мы восполним этот пробел и обратим ваше внимание на тревожные сигналы в статистике занятости, которые уже начинают поступать со всех сторон.

 

В каких отраслях работает половина белорусов

По состоянию на 1 января 2020 г. в национальной экономике было занято 4330,1 тыс. человек, что на 0,18% меньше, чем в начале 2019 года. Если сравнить это значение с общей численностью населения нашей страны, то получится, что в экономике занято только 46% населения.

Отраслевая структура занятости характеризуется более высокой долей работающих в сфере услуг. По итогам 2019 года она составила 61,2%.

В разрезе отдельных отраслей больше всего белорусов работает в:

  • промышленности (23,6% от общего количества);
  • оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов (14,6%);
  • сельском, лесном и рыбном хозяйстве (9%).

Только на три эти отрасли приходится 47,2% от общего количества населения, занятого в национальной экономике.

Удельный вес занятых в сфере образования (10,4%) оказался больше, чем в здравоохранении и оказании социальных услуг (7,6%).

Если сравнить представленную статистику с данными трехгодичной давности (за 2016 год), то можно увидеть, что распределение занятых по отраслям практически не изменилось. Это не очень хорошо. Цифра говорит о высокой инертности рабочей силы в Беларуси: начав работать в определенной сфере, большинство белорусов продолжает работать в ней на протяжении долгого времени. К сожалению, люди не готовы к серьезным изменениям на рынке труда.

 

Частные, но не совсем

Не менее интересно распределение работников по предприятиям различной формы собственности. 39,4% всех занятых в экономике белорусов работают на госпредприятиях. Соответственно 60,6% остальных – в организациях частной и иностранной форм собственности.

Однако нужно учесть, что у 18,2% занятых работодателями выступают юридические лица, которые хоть и не являются государственными, но функционируют с участием государства.

Это могут быть акционерные общества, которые  хоть и являются формально частными, фактически же находятся под контролем государства, как, например, ОАО «МАПИД» (доля государства в уставном фонде – 92,2%). А могут быть и такими, как ОАО «Элема», где доля государства составляет 16,78% и не мешает предприятию полноценно развиваться как частному бизнесу.

Однако если сравнить представленные данные с 2016 годом (см. табл.), видно, что доля государственных предприятий и частных с долей государства сократилась: с 40,2 до 39,4% и с 20,8 до 18,2% соответственно.

Это подтверждается и данными по госсектору, которые мы приводили в статье «Неожиданная статистика по госсектору» («ЭГ» № 19 от 13.03.2020). В 2019 году предприятий госсектора стало меньше на 117 по сравнению с 2018 годом, а их общая среднесписочная численность работников снизилась на 48,5 тыс. человек.

Если посмотреть на динамику по отраслям, можно посчитать, что больше всего людей потеряли промышленность (15,5 тыс. чел.), сельское хозяйство (13,8 тыс. чел.) и строительство (9 тыс. чел.).

То есть в общем госсектор не создает новых рабочих мест, наоборот, численность занятых на государственных предприятиях из года в год сокращается.

И это в предыдущие годы, в целом неплохие для белорусской экономики, когда ВВП демонстрировал ежегодный рост, кредитные ресурсы дешевели по мере снижения ставки рефинансирования, а белорусский рубль оставался стабильным.

 

Гендерный и возрастной следы в статистике по занятости

Любопытна статистика, отражающая распределение занятых по полу.

Самыми «женскими» сферами занятости (удельный вес женщин в общем количестве занятых – 70% и выше) стали:

  • общественное питание и услуги по временному проживанию (71,1%);
  • финансовая и страховая деятельность (75,2%);
  • образование (81,3%);
  • здравоохранение и социальные услуги (85,6%).

А вот сфер, где преобладали бы мужчины (с их удельным весом 70% и выше), немного. Единственная ярко выраженная «мужская» отрасль – строительство, где из 10 работников 8 являются мужчинами.

Традиционно много мужчин работает в сферах сельского, лесного и рыбного хозяйств (60,8%), транспорта (64,2%). Из представленной ниже инфографики можно также выделить сферы, в которых наблюдается более-менее равное соотношение обоих полов.

Интересно, что у женщин, как правило, более высокий уровень образования, чем у мужчин. Если 39,2% женщин, занятых в экономике, имели высшее образование, то среди мужчин таких работников только 27%.

Женщины превосходят мужчин и по доле работников со средним специальным образованием: 27,2% у женщин и 19% у мужчин. А вот по профессионально-техническому об­разованию мужчин уже больше – 36,2 и 20,9% соответственно.

Статистика, представленная Бел­статом, дает также распределение занятых по возрасту. Мы не будем приводить ее целиком, но обратим внимание на процент работников предпенсионного возраста (50 лет и старше). Доля таких работников среди женщин составляла 26,8% и 28% – среди мужчин. То есть каждый четвертый белорус, занятый сегодня в экономике, – это потенциальный пенсионер. Что означает высокий риск дальнейшего сокращения экономически активного населения нашей страны и увеличения расходов на пенсионное обеспечение.

 

Снижение зарплат как признак надвигающегося кризиса

Спецвыпуск Белстата не содержит детализированной статистики по динамике заработной платы. А данные эти не очень радуют.

Дело в том, что по сравнению с данными за IV квартал 2019 г. уже наблюдается сокращение фонда оплаты труда по большинству отраслей экономики.

Наиболее заметное снижение зарплат наблюдается в:

– производстве продуктов питания, напитков и табачных изделий (-9,23%);

– производстве химических продуктов (-7,98%);

– туристической деятельности (-9,5%);

– строительстве (-6,54%);

– страховании (-9,59%);

– почтовой и курьерской деятельности (-11%);

– предоставлении услуг парикмахерскими и салонами красоты (-8%).

Однако заработки упали не у всех, в некоторых сферах они даже выросли.

Например, увеличился размер сред­ней начисленной зарплаты в сферах информационных технологий (+24,37%) и финансовых услуг (+20,92%).

Можно предположить, что повышение зарплат в этих сферах связано со стремлением нанимателей компенсировать работникам снижение доходов в долларовом эквиваленте из-за падения национальной валюты в I квартале 2020 г.

 

Зарплаты упали. Что в этом хорошего?

Несмотря на то что снижение зарплат при ускоряющейся инфляции не способствует росту доходов населения, происходящее сейчас в долгосрочном плане пойдет на пользу национальной экономике. Сокращается разрыв между ростом производительности труда и зарплат, нездоровый эффект которого мы наблюдали в прошлые годы.

Долгосрочно это усилит запас финансовой прочности предприятий, даст шанс выйти на операционную безубыточность даже в условиях сокращения доходов под влиянием неблагоприятых экономических факторов.

Прямо сейчас на относительно благополучных предприятиях это позволит меньше увольнять, сохранять рабочие места. А отдельные организации урезание фонда оплаты труда просто спасет от банкротства.

Однако государство очень беспокоит снижение доходов населения. Как мы писали ранее, 16 апреля 2020 г. Совмин принял постановление № 234, в соответствии с которым государственным предприятиям разрешено повышать зарплаты работникам без привязки к производительности труда.

В период сокращения доходов, роста кредитной нагрузки, образования значительных курсовых разниц сохранение старого размера заработных плат при прежней численности работников будет самоубийственной политикой для многих предприятий государственного сектора экономики.

Субъектам хозяйствования придется выбирать: или рост зарплат, или сохранение численности. Усидеть на обоих стульях в текущих обстоятельствах получится вряд ли.

В любом случае рынок труда будет штормить вне зависимости от того, к какому сектору относится предприятие, – государственному или частному.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений