$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СТАРЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ НОВЫХ РЕГУЛЯТОРОВ©

20.01.2015

Одним из главных событий прошедшей недели стало утверждение на VI внеочередной сессии парламента новых руководителей правительства и Нацбанка. При этом Президент Александр Лукашенко дал им указания по организации дальнейшей работы в экономике страны.

Глава государства заявил, что ожидает от обновленного состава правительства свежих идей для сбалансированного развития экономики и повышения благосостояния народа. Впрочем, поскольку основные цели и аксиомы белорусской социально-экономической модели остались без изменений, то и набор идей у правительства вряд ли будет предполагать кардинальные преобразования. Измениться могут лишь некоторые организационные вопросы.

Так, премьер-министру дано указание четко координировать работу министров и вице-премьеров, дав им больше возможностей и полномочий для самостоятельных действий. Президент добавил, что управлять экономикой должно именно правительство, а его работа строиться на нескольких простых принципах: инициативности, равенстве всех форм собственности, невмешательстве в добросовестную конкуренцию, открытости (особенно при разработке стратегических документов), разделении функций собственника и регулятора в управлении предприятиями с долей государства. В очередной раз было заявлено о недопустимости лишних заседаний, совещаний, отчетов и докладов, необходимости оперативно принимать решения, брать на себя инициативу и ответственность, стабилизировать ситуацию в экономике и создать условия для устойчивого развития страны на основе роста производительности труда, эффективного использования государственной собственности, стимулирования деловой активности и инициативы граждан.

Разумеется, все это нужно и важно. Вопрос лишь в том, способна ли белорусская модель, основанная на доминировании государства во всех сферах, создать такие условия или может лишь ходить по кругам перманентного кризиса, оправдывая их внешними вызовами. Конечно, можно все свалить на парад девальваций соседских валют, сжатие рынков, обвал мировых цен на нефть, войну в Украине и т.п. Но не стоит забывать и внутренние факторы: поддержку неэффективных госпредприятий, просчеты планирования, монополизм, чрезмерные социальные расходы, барьеры для развития рыночных отношений.

Однако пока мы во всем виним внешние события и уповаем на традиционные способы реагирования. «Рецепты экономического роста определены: сокращение затрат и привлечение инвестиций. Других рецептов нет, — считает глава государства. — А для этого необходимо на уровне предприятий финансовое состояние поставить во главу угла». Одним из основных инструментов здесь станет концентрация имеющихся ресурсов исключительно на приоритетных направлениях развития. «Главные принципы — конкурсный подход, равный доступ, окупаемость проекта, ответственность за реализацию и достижение заявленных параметров», — подчеркнул Президент.

Заметим, такие принципы декларируются уже не один год, но от очередного финансового кризиса почему-то не уберегли. Несколько новее выглядит тезис о «преломлении» тенденции опережающего роста заработной платы над ростом производительности труда. Да и о том, что каждый рубль должен быть реально заработан, тоже было известно давно.

СРЕДИ других направлений — продолжение работы по совершенствованию налоговой системы, которой предписано «быть простой, прозрачной и наименее затратной» (оказывается, здесь еще есть резервы). А «приоритетом № 1» для всех государственных органов объявляется диверсификация рынков сбыта, «поскольку зависимость от одного рынка делает экономику уязвимой». При этом А.Лукашенко призвал полагаться только на себя. «Если кто-то со стороны нам сможет помочь — это будет только плюс. Но не надо рассчитывать ни на Запад, ни на Восток, ни на Россию, ни на Украину — ни на кого. Исходить нужно только из собственных ресурсов, и для этого есть все необходимые условия», — сказал он. Зато «если мы решим только один вопрос — диверсификации экспорта (в плане выпадающих продаж наших товаров в Россию) и переориентируем продукцию на другие рынки, то мы уйдем от обвалов в экономике, в финансах. Поэтому вопрос номер один — диверсификация экспорта». Впрочем, это не мешает считать важнейшим вектором восточный, поскольку «Россию нам никто не заменит» и она «всегда подставляла свое плечо. Но не без проблем, которые, кстати, создавались на ровном месте».

Одним из таких мест, вероятно, является и единый рынок Евразийского союза, механизмы которого «пока не отлажены». Здесь остаются изъятия и ограничения в различных сферах, не обеспечивается в полном объеме выполнение достигнутых договоренностей и даже, как отметил глава государства, наблюдаются вопиющие случаи односторонних действий стран-участниц в обход принятых соглашений. К сожалению, стремление Беларуси использовать свои конкурентные преимущества, не упустить открывшиеся потенциальные возможности и занять выгодные ниши в сочетании со стремлением защитить собственного товаропроизводителя неизбежно будет сталкиваться с такими же шагами со стороны партнеров по ЕАЭС — а иногда и более резкими. Ведь сколько бы ни говорилось о равноправном сотрудничестве, каждая из сторон исходит из собственных интересов.

НОВОМУ руководству Нацбанка поставлены задачи снижения инфляции, поддержания золотовалютных резервов на безопасном для страны уровне, обеспечения устойчивой работы банковского сектора. Президент призвал повысить эффективность распределения средств в экономике и потребовал выдавать кредиты в первую очередь на финансирование наиболее окупаемых проектов.

Судя по тому, что такие лозунги звучат постоянно, мы еще далеки от решения этой задачи. Зато теперь появилось новое указание — использовать инструменты финансового рынка как дополнительный источник для предприятий, который, оказывается, можно расширить за счет привлечения средств населения. Президент считает, что гражданам надо дать возможность вкладывать деньги в акции и облигации, но не допустить, чтобы «через этот механизм кое-какие изворотливые люди прихватили предприятия».

С такой оговоркой можно быть уверенными в будущем нашего финансового рынка. А ему ведь еще предписано интегрироваться в мировой, чтобы предприятия искали деньги не только внутри страны, но и на международных биржах. «Предприятия в этом должны опираться на опыт банков», — отметил Президент.

Напомним, что это опыт, в частности, привел к тому, что ряд банков в стране перешли под контроль российского капитала.

В ЗОНЕ особого внимания властей сегодня вновь оказалось ценообразование. Принятые в декабре–январе меры «ручного регулирования» весьма неоднозначно воспринимаются предпринимателями. Но Президент не видит здесь особых проблем. По его мнению, «у нас несоизмеримо с прошлыми кризисами дешевле ресурсы. Поэтому ничего страшного нет, если мы продержимся на этом уровне цен. Мы их не понижаем, но, может, где-то и вручную придется их отрегулировать на отдельные группы товаров. В этом нет никакого страха». При этом А.Лукашенко похвалил россиян за обращение к административным методам регулирования цен по белорусскому образцу. «А сейчас один к одному повторяют то, что было у нас, — заявил глава государства. — Правильно делают. Потому что главное — не ухудшить ситуацию, но и не нарушить основные принципы и законы функционирования экономики. Я не говорю, рыночные или административные методы — неважно. Не нарушить, чтобы это не повлияло на работу предприятий, чтобы они не закрылись и не выбросили на улицу людей».

Вряд ли нынешнее состояние российской экономики может служить примером правильных решений. Но, по-видимому, уверенность, что административное «ручное» вмешательство может сочетаться с базовыми экономическими законами, надолго останется одним из основных постулатов белорусской модели управления. При этом причину провалов и кризисов будут искать где угодно — кроме собственных действий и решений.

ПОРУЧАЯ правительству начать работу над проектом Программы социально-экономического развития страны на 2016–2020 годы, Президент подчеркнул, что «в центре внимания должны быть развитие человеческого потенциала, стимулирование деловой инициативы, предпринимательства, рост и сбалансированность внешней торговли, устойчивое развитие регионов, качественное доступное жилье и продовольствие, — отметил глава государства. — Ничего нового, все это мы уже проходили».

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях