$

2.1061 руб.

2.3990 руб.

Р (100)

3.1953 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Старые ставки, новые вычеты

30.10.2009

С будущего года нас может ожидать ряд новшеств в подоходном налоге. Проект Особенной части Налогового кодекса, которая будет приниматься парламентом на осенней сессии, сулит гражданам ряд мер, сокращающих налоговую нагрузку на их доходы.

Радикальных нововведений документ не предусматривает. Напомним, что с нынешнего года в Беларуси введена плоская шкала подоходного налога по ставке 12%. Сохранится она и на следующий год. К слову, в ряде постсоциалистических стран единая ставка была введена довольно давно. Поэтому, если для нас самих такое нововведение кажется прорывом, особых конкурентных преимуществ по сравнению с соседями оно не сулит. К тому же, если в России эта ставка составляет 13%, то, к примеру, в Казахстане и Грузии — 10%. Можно, конечно, спорить о достоинствах и недостатках плоской шкалы с позиций социальной справедливости. Считается, что прогрессивная шкала справедливее, поскольку богатые должны вносить в казну на нужды общества более значительный вклад, чем бедные. В странах с развитой рыночной экономикой так и делается. Но у стран с переходной и развивающейся несколько иные приоритеты. К тому же и при единой ставке налога больше платят те, кто больше зарабатывает. Скажем, 12% с суммы 1 млн. Br — это 120 тыс., а с 10 млн. — 1,2 млн. Br.

С другой стороны, доходы граждан, скажем, в странах ЕС значительно выше, чем у нас. Но зато там применяются, как правило, существенные вычеты по различным расходам. Словом, судя по проекту Особенной части НК, у нас сохранится единая ставка подоходного налога в размере 12%.

Вместе с тем важна не только шкала, но и система налоговых вычетов. Проектом Особенной части НК предусмотрено увеличить как сам стандартный налоговый вычет на одного работника с 250 тыс. Br до 270 тыс. в месяц, т. е. на 8%, так и предельную сумму дохода, по которой применяется этот вычет, с нынешних 1 500 тыс. до 1 635 тыс. Br, то есть на 9%.

Разумеется, это обрадует многих налогоплательщиков. Однако какова бы ни была сумма дохода, которая предполагает вычет, уже в самом установлении такого предела есть элемент несправедливости, поскольку тот, у кого доход хоть на 1 рубль превысит этот предел, теряет право на стандартный вычет. А может было бы более справедливым предоставлять стандартный вычет или необлагаемый минимум всем, независимо от уровня дохода, как это делается в ряде стран.

Отрадно, что в проекте Особенной части НК решена проблема, о которой «ЭГ» писала еще в начале года. Сегодня стандартный вычет предоставляется по месту основной работы, под которой для целей Закона «О подоходном налоге с физических лиц» понималось то место, где находится трудовая книжка. В результате многие низкооплачиваемые граждане оказались лишены права на вычет, если они работали где-либо по договорам подряда, даже если это место работы у них было единственным. Соответственно для них налоговое бремя существенно возросло, причем такой вычет нельзя было получить даже и после подачи декларации, как это было еще в прошлом году. Сейчас эта коллизия может быть устранена, и социальная справедливость восторжествует.

Помимо увеличения стандартного вычета для работников, в проекте Особенной части НК предусмотрено также повышение стандартного налогового вычета на детей с 70 тыс. Br до 75 тыс., или на 7%. Вместе с тем из Закона «О подоходном налоге с физических лиц» в главу 16 проекта Особенной части НК «перекочевала» еще одна спорная норма. «ЭГ» недавно писала, что налоговики и налогоплательщики часто по-разному трактуют порядок получения стандартного вычета для родителей, имеющих детей-инвалидов. И из проекта по-прежнему не совсем понятно, положен ли вычет в двойном размере на каждого ребенка, в т.ч. здорового, родителям, имеющим в семье ребенка-инвалида, или только на последнего. Хотелось бы, чтобы в Налоговом кодексе не встречалось никаких разночтений.

С 330 тыс. до 380 тыс. Br предполагается увеличить стандартный налоговый вычет для отдельных категорий граждан, например, для заболевших и получивших инвалидность в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, ликвидаторов этой аварии, участников Великой Отечественной войны, инвалидов 1 и 2-й группы, инвалидов с детства и некоторых других категорий граждан. Заметим, что поскольку все стандартные вычеты и предельный размер дохода установлены в абсолютных суммах, в Особенную часть НК, вероятно, ежегодно придется вносить изменения.

Есть в проекте нововведения по доходам, которые не являются вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, полученным от организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок. Сегодня не облагаются подоходным налогом такие выплаты в пределах 150 базовых величин в год. Согласно проекту Особенной части НК по месту основной работы такие доходы не будут облагаться подоходным налогом в пределах 150 БВ, а вот от иных организаций и ИП — в пределах 10 БВ от каждого источника в течение года. Исключение делается только для выплат членам профсоюзных организаций, которые по-прежнему не облагаются налогом в пределах 30 БВ в течение года.

Еще одно новшество касается социального налогового вычета, связанного со страховыми взносами. Проектом предусмотрено, что из облагаемого подоходным налогом дохода будет вычитаться сумма страховых взносов, не превышающая 48 БВ в течение года и уплаченная плательщиком по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 5 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов. То есть этот вычет увеличен вдвое по сравнению с нынешними нормами. Такой же вычет смогут получить и те, кто уплатит эти взносы за близких родственников или находящихся под опекой (попечительством) лиц.

Таковы некоторые основные новшества, которые ожидают белорусских налогоплательщиков, если проект Особенной части НК будет принят.

Валерия ГЕРАСИМОВА