Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Станислав БОГДАНКЕВИЧ: "Инфляция — важнейший показатель деятельности Нацбанка и правительства"

Правление Нацбанка 28 августа одобрило проект Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004г. Главной целью, что вполне естественно, провозглашено дальнейшее укрепление устойчивости белорусского рубля.
Правление Нацбанка 28 августа одобрило проект Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004г. Главной целью, что вполне естественно, провозглашено дальнейшее укрепление устойчивости белорусского рубля. Контрольным параметром выполнения Основных направлений определен курс белорусского рубля к российскому. Все остальные параметры считаются индикативными.

Документ содержит предварительную оценку состояния экономического и социального развития страны и тенденций в денежно-кредитной сфере в 2003г., важнейшие параметры социально-экономического развития на 2004г. и разработанные на их основе oсновные направления денежно-кредитной политики на 2004г., определяющие цели, инструменты, денежную программу, а также направления развития банковской системы, платежной системы, финансового рынка и международного сотрудничества. Во всех разделах документа утверждается необходимость углубления и расширения интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации, формирования предпосылок для использования российского рубля с 1 января 2005г. в качестве единой денежной единицы Союзного государства Беларуси и России.

К безусловным достижениям текущего года следует отнести ожидаемое выполнение основных целевых ориентиров денежно-кредитной политики и главных параметров в развитии банковской системы, кроме показателя инфляции. Девальвация курса белорусского рубля к доллару США составит за 2003г. около 13%, а его уровень на конец года -- 2170 ВYR/USD. Прирост потребительских цен за год прогнозировался на уровне не более чем на 24%, однако за первое полугодие он составил 14,5%, что ставит под сомнение выполнение данного показателя.

Валютный курс белорусского рубля по отношению к российскому намечено определять в первом полугодии 2004г. в соответствии со спросом и предложением, с переходом со второго полугодия на жесткую привязку к российскому рублю. В номинальном выражении в первом полугодии 2004г. обменный курс белорусского рубля снизится на 4--5% и составит на конец полугодия где-то 72,75--73,24 ВYR/RUВ. На этом уровне предполагается последующая жесткая фиксация обменного курса белорусского рубля к российскому, с возможным отклонением в отдельные периоды до плюс-минус 5%. При этом по отношению к доллару США обменный курс белорусского рубля снизится в первом полугодии на 6--8% и составит на конец полугодия 2300--2350 ВYR/USD, а в целом за год -- на 8--11% и составит на конец года 2345--2430 ВYR/USD. Уровень обменного курса белорусской валюты к валютам других стран будет определяться на основе кросс-курса российского рубля к доллару США.

Рост цен в 2004г., измеряемый приростом индекса потребительских цен, намечен в 14--18%. В соответствии с этим предполагается снижение уровня базовой ставки рефинансирования к концу 2004г. до 15--19%. Реальный обменный курс к основным валютам (с учетом инфляции) повысится за год на 2,5--4,5%. Достижение параметров по уровню обменного курса и инфляции обеспечивается ограничением прироста рублевой денежной массы на 22--25%, в т.ч. активной денежной массы (наличных денег и переводных депозитов) на 18--22% при условии ограничения прироста рублевой денежной базы не более чем на 20--23%. Предполагается увеличение золотовалютных резервов до 419--430 млн. USD.

Политика высокой инфляции

Запланированный прирост потребительских цен на уровне в 14--18% свидетельствует о продолжении политики сохранения высокой инфляции и соответственно уровня инфляционного налога на потребителей. Это не позволит снизить в стране процентные ставки по кредитам до приемлемого для экономики уровня. Высокий рост цен является абсолютным злом для экономики и населения: неэффективно распределяются ресурсы, капитал и доходы, снижается общий уровень инвестиционной активности, падает инвестиционная привлекательность страны, обесцениваются денежные сбережения и накопления, происходит демонетизация экономики. Кроме того, планирование инфляции на уровне 14--18% при предполагаемом приросте потребительских цен в России в пределах 8--10% не соответствует условиям, необходимым для перехода Беларуси с 1 января 2005г. на российский рубль, хотя такая задача в анализируемой монетарной программе по-прежнему многократно декларируется. Сегодня на постсоциалистическом пространстве не осталось ни одной страны с таким высоким уровнем инфляции.

При рассмотрении и оценке итогов проведения денежно-кредитной политики Нацбанк просто обязан рассматривать инфляцию как важнейший показатель результативности своей собственной деятельности и деятельности правительства, вскрывать ее истоки и исследовать причины ее сохранения. Сегодня главной причиной высокой инфляции является неправомерная кредитная экспансия в низко рентабельный и убыточный сектор экономики. Безусловно, с ее помощью можно обеспечить видимость запланированного роста ВВП и бюджетных доходов. Однако "цена" экзотических роста ВВП и доходов госбюджета с помощью инфляции представляется абсолютно неприемлемой. В таком однозначном виде, свидетельствующем о состоянии нашей экономики и кредита, оценка ситуации в Основных направлениях ее авторами не представлена.

Правление Нацбанка намечает финансовое укрепление банковской системы страны за счет государства, госпредприятий и средств населения. Ресурсная база банков в 2004г. должна увеличиться не менее чем на треть, в т.ч. за счет увеличения уставных фондов на 35--40% и собственного капитала банков на 33%. Доля средств населения и предприятий в ресурсной базе должна возрасти до 51--52%. Провозглашается неизменность политики сохранения у государства контрольного пакета акций у всех системообразующих банков -- Беларусбанка, Белагропромбанка, Белпромстройбанка и Белинвестбанка. Будет продолжен переход банков на международные стандарты финансовой отчетности.

Таким образом, разработанные правлением Нацбанка Основные направления денежно-кредитной политики на 2004г. в целом соответствуют той экономической политике, которая реализуется в стране. И в этом, как это ни покажется парадоксальным, ее основной недостаток, хотя многие из декларируемых в Основных направлениях положений и намеченных количественных параметров на 2004г. заслуживают поддержки.

Кредитная экспансия продолжается

Денежно-кредитная политика, намеченная на следующий год, как и проводимая в текущем, не нацелена на выход из глубокого экономического кризиса, в котором находится страна. Одной из главных составляющих кризиса является финансовый. Он проявляется в том числе в крайне низкой общей рентабельности экономики, в убыточности более 40%, а с коррективом на инфляцию -- почти каждых двух из трех функционирующих субъектов хозяйствования, в неконкурентноспособности продукции, производимой на изношенном в среднем на 80% оборудовании, в огромном отвлечении оборотных средств предприятий в остатки продукции, находящейся на складах либо отгруженной, но не оплаченной (по данным статистики, складские остатки готовой продукции составляют 1,4 трлн. ВYR, а товаров, отгруженных, но не оплаченных, со складов ради их освобождения неплатежеспособным покупателям, -- порядка 8--10 трлн. ВYR). Очевидно, что в этих условиях лишь с помощью кредитной экспансии, осуществляемой посредством принуждения коммерческих банков к кредитованию неэффективного, убыточного производства, включая затраты на выплату заработной платы, замещения банковскими кредитами утраченных либо отвлеченных из оборота собственных средств, возможно создавать видимость процветания и роста ВВП, сохранения рабочих мест, приносящих убытки, видимость низкой безработицы и роста сбережений населения в банках, которые (эти вклады) на самом деле в значительной части уже потеряны, т.к. за счет вкладов граждан покрыты в форме кредитов реальные убытки и бесхозяйственность. Закладывая в денежную программу ежегодно огромный прирост кредитных вложений (на 2004г. -- 24--27% при прогнозируемом росте ВВП на 6--7%), Нацбанк не только провоцирует высокий уровень инфляции, но и способствует консервации неэффективной экономической структуры, не подталкивает правительство к проведению энергичного реформирования экономики, к радикальному сокращению налогов (до 25% от ВВП), уровня государственного вмешательства в экономические процессы. Намечая продолжение кредитной экспансии в неэффективную экономику, Нацбанк как бы не замечает того факта, что страна по индексам конкурентоспособности, странового риска для экономической деятельности, инвестиционной привлекательности и экономической свободы занимает место в конце списка. Например, по индексу экономической свободы Беларусь в 2002г. находилась на 5-м месте с конца -- перед Лаосом, Зимбабве, Кубой и Северной Кореей.

В Основных направлениях есть прекрасная запись о снижении к концу 2004г. доли проблемных кредитов до 5%. Однако если учесть, что на протяжении последних лет, по нашим расчетам, почти на 5 млрд. USD произошло замещение банковскими кредитами утраченных хозяйствами собственных оборотных средств ввиду их убыточности либо в результате их иммобилизации, сомнительность такого параметра очевидна. В Основных направлениях Нацбанка следовало бы заложить инвентаризацию всей кредитной задолженности, предоставленной коммерческими банками убыточным либо неплатежеспособным субъектам, на предмет возможности возврата этих средств банкам в обозримом будущем. Не нужно быть большим экономистом, чтобы осознавать здесь огромную проблему, прежде всего для Белагропромбанка и Беларусбанка, которые наиболее "преуспели" по воле власти в кредитовании убыточных хозяйств и проектов.

Общая финансовая слабость банковского сектора, крайне низкий уровень доходности банковских активов во многом объясняются практикой постоянного вмешательства государственных чиновников в банковскую сферу. Это связано с огосударствлением коммерческих банков. Однако в Основных направлениях нет никаких указаний на необходимость приватизации ведущих банков либо хотя бы прекращения практики принудительного целевого кредитования неэффективных отраслей, предприятий, а также установления заниженных процентных ставок. Наоборот, подчеркивается незыблемость государственного регулирования банковской деятельности.

В заключение приходится констатировать, что достижение целевых ориентиров и реализация мер, предусмотренных проектом Основных направлений денежно-кредитной политики на 2004г., вопреки утверждению их авторов, не создаст должных условий для динамичного социально-экономического развития Беларуси, а лишь будет содействовать дальнейшей консервации нашей неэффективной производственной структуры и углублению экономического кризиса.