Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
10.09.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Станет ли Минск "европейской столицей, в которой людям будет удобно жить"?

Президент Александр Лукашенко на совещании, посвященном рассмотрению генерального плана развития Минска, предложил правительству объявить 2003 год годом наведения порядка в стране. Он подчеркнул, что Минск должен стать "европейской столицей, в которо...
Президент Александр Лукашенко на совещании, посвященном рассмотрению генерального плана развития Минска, предложил правительству объявить 2003 год годом наведения порядка в стране. Он подчеркнул, что Минск должен стать "европейской столицей, в которой людям будет удобно жить".

Недавно, в N 56 от 2 августа, читатели "НЭГ" были ознакомлены с перспективами застройки центра столицы и ее деловой части. А в каких домах будут жить минчане ближайшего будущего? Об этом мы попросили рассказать директора проектно-исследовательского центра ГП "Минскградо" кандидата архитектуры Александра КОЛОНТАЯ.

- Александр Николаевич, как сильно повлияет развитие рыночной экономики на облик "спальных" районов города?

- Во всяком случае панельное жилищное строительство прекратится. И чем быстрее это произойдет - тем лучше. В свое время американские экономисты предупреждали: нельзя строить большие объемы дешевого жилья. Гораздо выгоднее вначале вложить деньги в экономику, дать возможность человеку заработать - тогда он себе купит жилье, причем не самое дешевое. Вложения такого рода городу выгодны. Мы не можем строить 500 - 600 тыс.кв.м жилья - нет таких средств у населения. Соотношение между среднегодовым доходом и стоимостью квартиры должно составлять не 20-кратную разницу, как сейчас, а быть 1:5 или даже 1:3.

Пока же город продолжает тиражировать дешевое жилье, притом в больших объемах. Оно строится по определенным стандартам - лишь два-три типа домов. Пример тому - новостройки Юго-Запада, Лошицы, Сухарева. О том, что вскоре возникнет проблема его сбыта и поддержания всей неэффективной инфраструктуры, мы не задумываемся. Вся жилая среда воссоздается по нормам, от которых никто не вправе отступить. Если это было обоснованным в недавно ушедшей эпохе, то сейчас, когда мы работаем в условиях рынка, пора от этого отказываться.

По-моему, право на жизнь имеют разные здания: и высокоплотной, и средней, и малоэтажной застройки, дома с террасами  и коттеджи до 3 - 4 этажей. Вот и генпланом города определены иные приоритеты жилищной политики: что мы будем строить, какой тип жилья, где его размещать, и в каком объеме можем себе позволить строить. В частности, предусмотрена палитра из 9 типов жилой среды. Если хочешь жить рядом с объектами обслуживания - выбираешь высокоплотную застройку. Если важна зелень - селись в низкоплотной застройке либо в коттедже за городом. Все зависит от ценности места, планировки города и социальной структуры.

Принимая генплан, мы ориентировались на то, что средний класс - основная часть населения - будет составлять 50-70%. Они не захотят жить в нынешнем панельном 9 -12-этажном жилье. Ликвидными могут быть квартиры в непанельных 4 - 6-этажных домах (с лифтом, изолированным двором со своей стоянкой). По мнению нашего института, нынешняя жилищная политика экономически раскручивает инфляцию и загоняет экономику в долги, а значит, возникают большие проблемы. Недавно принятый Жилищный кодекс уже отстал от жизни. Он мешает реализации полноценной жилищной политики и реконструкции города. Да, жилье уже перестало <дариться> - оно стало приобретаться в собственность либо аренду. Однако этого недостаточно.

- Какие же проблемы нужно решить в первую очередь, чтобы жилищная политика была более прозрачной и справедливой?

- Таких проблем больше чем достаточно. Взять, к примеру, проблему компенсации сноса ветхого жилья. Согласно Жилищному и Земельному кодексам его владельцу дается на выбор несколько вариантов. Он может затребовать коттедж, квартиру или участок под строительство. Законодательство не уточняет при этом, сколько квартир и какой участок, что создает массу препятствий для инвесторов, приступающих к строительству.

Раньше предприятию, которое сносило ветхое жилье и вело строительство, было безразлично, во что обходились снос дома и предоставление квартир отселяющимся. Ведь  на все это шли бюджетные деньги. Сейчас, заботясь о людях, дома которых пошли под снос, инвестор сталкивается с проблемами большого количества семей, требующих дорогих квартир. Это несправедливо. Компенсация семьям, владеющим ветхими домами под снос, должна производиться только по цене недвижимости. Во всем мире недвижимость и землю оценивают комплексно, не интересуясь, сколько там жило семей - 2 или 15.

Не нужно смешивать социальную политику государства и инвестиционную деятельность. А еще четко сформулировать, что такое социальное жилье. Пока же стандарт социального жилья сегодня равен общему потребительскому стандарту. Социальное жилье должно строиться городом либо инвестором и сдаваться в аренду. Короче говоря, реформа должна пройти на уровне общей жилищной политики - Жилищного кодекса, трансформации жилищно-коммунального хозяйства, создания конкурентной среды в строительной деятельности.

- Будем надеяться, что вскоре прослойка состоятельных людей увеличится. Многие из них захотят спуститься с многоэтажек на землю и жить в собственных домах. В каких районах такие дома появятся?

- Во всем мире коттеджные застройки - это тихие, элитные районы. О Минске этого не скажешь. В частном секторе живет всего 5% населения, хотя городская территория, занимаемая ими, составляет 21%. Мы планируем не выделять в городской черте места под новые коттеджи, а провести реконструкцию существующих поселений коттеджного типа. Для этого нужно создавать соответствующие стимулирующие условия, чтобы старики были заинтересованы продавать свои дома тем, у кого есть деньги на строительство коттеджа. Если нет средств строить дом в центре города - нужно переселиться в квартиру или снимать социальное жилье. У человека должен быть выбор в зависимости от его дохода. И это справедливо. Пока нет выбора - мы имеем то, что имеем.

Предстоит также разобраться, где в частном секторе можно строить магазины и СТО, а где - только дома. Далее в обновленных поселках нужно сформировать улицы, фасады, пешеходные зоны - программа реабилитации частного сектора такая же серьезная, как и проблема реабилитации нынешних многоэтажных районов и создания перспективной многоэтажной среды.

Уже сделан проект перестройки ряда городских территорий, занятых частными домами. Изменения ожидают районы Богдановича - Собинова - Широкой, Орловской - Щедрина, а также пр. Дзержинского -Грушевка. Здесь предусмотрены как частичный снос, так и частичное сохранение домов.

Проектом определено, где разместятся многоквартирные дома, а ветхие пойдут под снос, где можно будет строить магазин, а где - мастерские. Далее планируется реконструкция частной застройки улиц Маяковского и Гусовского - все изменения найдут свое отражение в соответствующей документации. Мы сделаем все возможное, чтобы стихийное строительство начала 90-х не повторилось. Иначе через 10 лет в центре Минска будут соседствовать замки с бойницами и телекамерами рядом с дачными щитовыми домиками.

Рыночная экономика - это реальная экономика, и городская среда - это часть данной экономики. Мы не должны забывать о том, что дом должен и глаз радовать, и быть объектом недвижимости, собственностью субъектов, демонстрировать их уровень экономического развития и развития общества в целом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by