$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СТАБИЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ

14.10.2014

с внешней зависимостью

Агентство Standard & Poor’s подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Беларуси на уровне «B-» и «B» с прогнозом изменения «стабильный». В значительной мере такой оценкой мы обязаны ожидаемой поддержкой от России.

В сообщении агентства отмечено, что республика остается подверженной высоким рискам, связанным с привлечением внешнего финансирования и значительными потребностями в финансировании государственного долга в 2014–2015 гг., при этом темпы структурных реформ незначительны. Дополнительное давление оказывает недостаточно гибкая, по мнению аналитиков S&P, денежно-кредитная политика страны. Но есть и хорошие стороны: ВВП на душу населения в стране остается высоким по сравнению с другими сопоставимыми странами, уровень госдолга — относительно низким, квалификация рабочей силы — высокой, власти настроены на обеспечение сбалансированности бюджета, а финансовая поддержка из России приходит своевременно. Это дало агентству основание подтвердить суверенные кредитные рейтинги страны на уровне «В-/В». При этом прогноз «Стабильный» по суверенным рейтингам отражает наши ожидания относительно того, что, несмотря на упомянутые недостатки, правительство сможет привлечь средства для рефинансирования долга за счет выпуска внутренних облигаций и поддержки из России.

Тем не менее, в S&P отмечают, что сдерживающее влияние на уровень рейтингов Беларуси оказывают низкая эффективность институциональной и управленческой системы страны, значительные потребности правительства в финансировании и очень высокая зависимость от внешнего финансирования. Кроме того, в агентстве полагают, что на кредитоспособность страны негативно влияют значительные потребности правительства в валютном финансировании в конце 2014 г. и в 2015 г., а также сохраняющаяся вероятность проведения экспансионистской фискальной и денежно-кредитной политики в преддверии президентских выборов 2015 г. Еще одним негативным фактором является невысокий уровень предсказуемости государственной политики в Беларуси, в которой определяющую роль играет Президент и его администрация, тогда как правительство «по сути выполняет технократическую функцию, реализуя принятые решения».

Несмотря на усилия правительства по стимулированию потребления и инвестиций, начиная с 2012 г. экономический рост Беларуси был низким по сравнению с началом 2000-х. Неблагоприятная внешняя экономическая ситуация (в частности, в России и Украине), невысокая ценовая конкурентоспособность белорусских товаров и отсутствие структурных реформ в ближайшие 3–4 года не позволят темпам экономического роста в 2015–2017 гг. превысить 2%, считают в S&P. В этом периоде внешние обязательства Беларуси будут значительно больше ее активов и составят более 100% поступлений по счету текущих операций (СТО). Чистый внешний долг увеличится с 53% поступлений по СТО в 2013 г. до более чем 70% в 2017-м, а дефицит счета текущих операций составит в среднем 6% ВВП, даже с учетом соглашения о снижении перечислений экспортных пошлин на нефтепродукты в бюджет России, которое приведет к сокращению отрицательного сальдо счета вторичных доходов. При этом отмечено, что нынешних темпов девальвации рубля недостаточно для существенного улучшения конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.

Расходы страны по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга достигнут пикового значения в 2014–2015 гг.: около 4,5% ВВП в текущем и 4% в следующем, причем долг правительства в иностранной валюте составляет около 90% государственного долга. Поэтому в 2014–2017 гг. потребности страны во внешнем финансировании составят, по оценке S&P, в среднем 14,5% суммы поступлений по СТО и доступных международных резервов. При этом до конца 2017 г. международные резервы, вероятно, будут покрывать платежи по счету текущих операций в среднем лишь в течение одного месяца (в ЗВР агентство не учитывает около 2 млрд. USD валютных свопов, которые Нацбанк должен коммерческим банкам). Отчасти положение спасает 2-миллиардный межгосударственный кредит от России, но правительству Беларуси предстоит обеспечить рефинансирование или погашение 0,75 млрд. USD до конца 2014 г. и 3 млрд. в 2015 г. — без учета процентных платежей, средства для финансирования которых предусмотрены в республиканском бюджете.

В S&P сомневаются в реалистичности планируемого уровня исполнения бюджета в 2015 г. из-за угроз предвыборного давления на расходы и возможного недопоступления доходов бюджета вследствие снижения экспортных пошлин и сокращения прибыли предприятий нефтеперерабатывающей отрасли. Поскольку приватизация тормозит, властям придется больше надеяться на выпуск внутренних валютных облигаций и помощь из России, в т.ч. — в виде последнего транша кредита Антикризисного Фонда ЕврАзЭС.

Вследствие внебюджетной поддержки госпредприятий и банков долг расширенного правительства в среднем увеличивался на 4% ВВП в год. Эти темпы сохранятся и далее — в результате дальнейшей девальвации и необходимости финансирования внебюджетных расходов. Впрочем, госдолг не превысит 30% ВВП, что относительно немного. В соответствии с критериями S&P условные обязательства страны (потребности в рекапитализации финансовой системы, поддержка госпредприятий), а также бюджетные гарантии оцениваются как умеренные.

Противоречивой аналитикам S&P видится текущая политика Нацбанка, который пытается решить одновременно 2 задачи: стимулирование экономического роста и обеспечение стабильности уровня цен. В первые 8 месяцев 2014 г. денежно-кредитная политика страны смягчалась: регулятор снизил ставку рефинансирования и нормативы отчислений банков в обязательные резервы. В условиях текущей девальвации национальной валюты, повышения ставок акцизов и роста административно регулируемых цен это привело к тому, что инфляция уже в июле превысила официальный годовой прогноз в 11%. По мнению S&P, в случае сохранения этих тенденций и желания правительства страны стимулировать экономический рост, используя инструменты денежно-кредитной политики, и продолжать практику директивного кредитования инфляция, скорее всего, будет двузначной вплоть до 2017 г.

Несмотря на меры Нацбанка по ограничению кредитования в иностранной валюте, слабые трансмиссионные каналы в экономике обуславливают высокую долю валютных кредитов и депозитов, которые на 1 сентября превышает 55% их совокупного объема по банковской системе. Кредитование в иностранной валюте увеличивает подверженность банковской системы валютному риску и может увеличить объем условных обязательств, в частности при одновременном ухудшении качества активов.

В S&P предупреждают, что присвоенный агентством рейтинг может снизиться, если задержится поступление российской поддержки или сложится неблагоприятная конъюнктура финансовых рынков, что затруднит реализацию планов правительства РБ по рефинансированию долга, особенно при отсутствии альтернативных сценариев. Кроме того, рейтинг может понизиться, если в 2015 г. произойдет значительное ослабление фискальной политики, в т.ч. увеличатся внебюджетные расходы, что приведет к ускорению накопления долга.

Повышению рейтинга может способствовать улучшение показателей платежного баланса, что будет выражаться в снижении потребностей во внешнем финансировании, улучшении сальдо СТО и большей доступности иностранной валюты. Улучшить позиции страны также может повышение конкурентоспособности ее экономики, или значительное позитивное влияние от евразийской интеграции. К сожалению, пока этого позитива не видно.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях