$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СТАБИЛЬНОСТЬ В ОКРУЖЕНИИ УСЛОВИЙ

14.04.2015

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s подтвердило 10 апреля долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Беларуси на уровне «B-/B» с прогнозом «Стабильный». Такое решение отражает ожидания продолжения стабилизационных мер и получения финансовой поддержки из России, говорится в пресс-релизе агентства.

По оценке S&P, сдерживающее влияние на уровень рейтингов Беларуси оказывают низкая предсказуемость и эффективность институциональной системы, слабая внешнеэкономическая позиция страны и негибкая денежно-кредитная политика. Рейтинги поддерживаются относительно благоприятными показателями исполнения бюджета и недавними мерами по корректировке экономической политики в соответствии с ухудшающейся ситуацией на внешних рынках. В агентстве предполагают, что правительство республики сможет осуществить выплаты по евробондам объемом 1 млрд. USD до конца июля за счет привлечения средств официальных кредиторов и других источников.

Негативное влияние на экономику страны окажет рецессия в Украине и России, на которые приходится 60% белорусского экспорта. Несмотря на девальвацию рубля на 60% с февраля 2014 г. по февраль 2015 г., конкурентоспособность белорусских товаров в этих странах по-прежнему невысока, поскольку там валюты обесценились еще больше. В S&P ожидают, что в 2015 г. экспорт белорусских товаров и услуг сократится на 30% в долларовом выражении, а импорт — почти на 40%. Прогнозируется, что в 2015 г. дефицит счета текущих операций снизится с прошлогодних 6% до 3%.

В агентстве положительно оценивают меры, предпринятые правительством и Нацбанком для снижения макроэкономических дисбалансов, в т.ч. по ужесточению денежно-кредитной политики и сокращению директивного кредитования, по ограничению темпов роста зарплаты уровнем производительности труда и стремлению исполнять бюджета страны с профицитом. Правда, эффективность этих планов, направленных на снижение давления на внешнеэкономические и монетарные показатели Беларуси, должна быть проверена на практике — особенно в контексте президентских выборов.

В то же время совокупные потребности страны во внешнем финансировании остаются значительными (в среднем около 140% по счету текущих операций (СТО) плюс доступные резервы в 2015–2018 гг.). Помимо потребностей корпоративного и финансового секторов Беларусь должна погасить и обслужить большой объем государственного долга (около 3,8 млрд. USD). По мнению S&P, для этого стране придется увеличить объем заимствований из официальных источников, главным образом — российских, что заодно позволит сохранить золотовалютные резервы примерно на текущем уровне (около 4 млрд. USD). В то же время внешний долг республики за вычетом внешних активов финансового и государственного секторов («узкий чистый внешний долг») составит в среднем около 100% поступлений по СТО плюс доступные резервы в 2015–2018 гг.

Формальные бюджетные показатели правительства аналитики S&P считают благоприятными, как и намерения властей РБ сохранить бюджетные профициты и долговую политику, устанавливающую внутренние ограничения на отношение объема госдолга к ВВП, а также ежегодных расходов на обслуживание и погашение валютного долга к ЗВР на уровне 45%. Тем не менее вследствие внебюджетной поддержки госпредприятий и банков в последние годы долг расширенного правительства увеличивался в среднем на 4% ВВП ежегодно и будет расти такими темпами далее. Хотя его объем остается ниже 30% ВВП, в агентстве корректируют оценку долгового бремени правительства с учетом высокой волатильности, связанной с тем, что 85% долга деноминировано в иностранной валюте, относительно высоких ежегодных расходов на обслуживание и погашение долга и значительных условных обязательств госбанков.

В S&P ожидают, что в 2015 г. в дополнение к официальным источникам внешнего финансирования власти РБ продолжат осуществлять валютные заимствования на внутреннем рынке. При этом правительство может столкнуться с трудностями в реализации долговой и бюджетной политики, учитывая сложную внешнеэкономическую ситуацию, предстоящие в этом году выборы, а также неразвитость рынков капитала. Другой проблемой является низкая предсказуемость государственной политики, слабая система подотчетности, сдержек и противовесов в стране, утверждает S&P. Также риски для Беларуси представляют значительная зависимость от России, неблагоприятная внешняя среда, высокая инфляция (которая в последующие несколько лет останется на двузначном уровне), отсутствие структурных реформ. Все это негативно отразится на среднесрочных темпах роста ВВП, которые до 2017 г. в среднем не превысят 1%, без учета снижения ВВП на 3,5%, прогнозируемом в нынешнем году. Кроме того, высокий уровень долларизации банковской системы негативно влияет на денежно-кредитную политику республики. Валютное кредитование подвергает банковскую систему валютному риску и может привести к росту условных обязательств правительства и ухудшению качества активов.

РЕЙТИНГ может понизиться, если стабилизационные меры будут отложены, Россия не даст денег или окажется, что в преддверии президентских выборов в 2015 г. произойдет значительное ослабление фискальной политики, что в свою очередь существенно ослабит государственные финансы, предупреждают в агентстве. Если же показатели платежного баланса улучшатся и будут приниматься меры, ведущие к повышению конкурентоспособности экономики страны, то S&P обещает улучшить свои оценки.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях