$

2.0882 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Стабильность ставок и контроля©

12.10.2012

Не хуже, чем в Монако, и под неусыпным контролем государства будет развиваться игорный бизнес в Беларуси, заявил на пресс-конференции, организованной БелТА, начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС Владимир МУКВИЧ.

В последнее время, по его словам, ситуация с игорным бизнесом стабилизировалась. Об этом, по мнению представителя МНС, свидетельствует сокращение числа субъектов хозяйствования, занятых в этой сфере. Так, соответствующие лицензии имеют 116 лиц, тогда как полтора года назад их было 205. В частности, в Беларуси имеется 33 казино (их количество практически не меняется) и более 9,6 тыс. игровых автоматов и столов, а также касс букмекерских контор. А ранее их количество ежегодно увеличивалось примерно на 1 тысячу. Такая стабильность выглядит несколько странно — обычно у нас привыкли рапортовать о впечатляющих процентах роста. Но уж больно отличается от остальных специфика игорного бизнеса. А при стремлении государства ужесточить контроль над ним стать восточноевропейским Лас-Вегасом Беларуси пока не грозит, хотя ограничения, установленные в соседней России, немало этому способствуют.

В результате доля в игре досталась белорусскому бюджету. Если в 2010 г. налоги от игорного бизнеса составили 70 млрд. Br, то в 2011-м — 108,2 млрд. — в 1,6 раза больше. А в 2012 г. поступления могут удвоиться: только за 8 месяцев в государственный бюджет перечислено 153,3 млрд. Br. Впрочем, с учетом прошлогодней гиперинфляции это и неудивительно.

Стабильности поступлений мешает не столько недостаток азарта, сколько коллизии законодательства. До 22 августа т.г. игорный бизнес ходил в должниках у казны из-за того, что ставки налога, утвержденные Указом Президента от 19.11.2010 № 599, оказались значительно ниже, чем введенные с 1 января т.г. Налоговым кодексом. Ситуацию удалось исправить только с выходом Указа Президента от 11.07.2012 № 312, отменившего ставки Указа № 599. Поэтому игорному бизнесу пришлось изрядно поднапрячься, чтобы доплатить налоги за весь период с начала года. Однако, как сообщил В.Муквич, с задачей не справились только 4 компании, из которых 2 вообще не собираются продолжать работу.

Есть и другие проблемы. К примеру, ставки налога для игорного бизнеса одинаковы в Минске и регионах, хотя очевидно, что в столице обороты и соответственно доходы значительно выше. Впрочем, пока ставки вообще не привязаны к доходам. Поэтому МНС планирует в будущем перейти к комбинированному налогообложению, которое включает ставку на игорный стол, игровой автомат или кассу букмекерской конторы и процент от оборотов субъектов игорного бизнеса. Однако такое новшество появится не ранее 2014 г., пообещал представитель МНС, так что налоговая нагрузка если и возрастет, то только через год. При этом В.Муквич сообщил, что во всех вопросах организации игорного бизнеса и его налогообложения будет учитываться мировой опыт.

В принципе, игорный бизнес — высокодоходная деятельность, а потому и налоговое бремя здесь должно быть выше, чем в других сферах: такова повсеместная политика в отношении налогов «на порок», будь то акцизы на алкоголь и табак или налог на игру. Однако и здесь важно не перегнуть палку. В.Муквич напомнил, что высокие ставки налога привели практически к запрету тотализаторов в Беларуси.

Чтобы не допустить сокрытия доходов в игорном бизнесе, в стране будет внедрена специальная компьютерная кассовая система. При этом В.Муквич пожаловался на существенные трудности в процессе ее разработки. Сейчас проводится тестирование системы примерно на 1 тыс. игровых автоматов. При этом средства контроля следовало установить в игорных заведениях с 1 июля т.г., но Указом Президента от 24.09.2012 № 416 этот срок перенесен на 1.12.2013 г. Есть проблемы и со специалистами, способными устанавливать и обслуживать такие системы. Однако если кто-то не успеет выполнить требования законодательства, то может лишиться лицензии.

МНС намерено активно сотрудничать с недавно созданной Ассоциацией развития игорного бизнеса, куда сейчас входят свыше 30 юридических лиц, или почти каждый четвертый субъект игорного бизнеса. В свою очередь, Юрий Чеботарь, сопредседатель этого объединения, выразил удовлетворение взаимодействием с МНС. Он, кстати, не считает налоговую нагрузку на игорный бизнес чрезмерной и уповает на социальную ответственность бизнесменов. Ассоциация намерена активно заниматься, в частности, помощью одаренным детям, правда, пока только в области спорта.

Ю.Чеботарь твердо убежден, что игорный бизнес должен развиваться в Беларуси, поскольку это вид досуга и к тому же он способствует улучшению гостиничного дела, общепита и других смежных сфер деятельности.

Примерно таким же было когда-то обоснование бизнес-планов основателей Лас- Вегаса (придуманного, кстати, выходцем из Гродно Багси Сигелем) и других мировых центров игровой индустрии. Однако США кажется, больше гордятся своей Силиконовой долиной и автопромом. А Беларусь — страна покрупнее Монте-Карло или Монако, так что не стоит забывать о более традиционных отраслях экономики.

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях