$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

СРОКИ ВЭД НЕ ДОЛЖНЫ НАРУШАТЬСЯ©

27.06.2014

В условиях необходимости достижения положительного сальдо внешней торговли особенно остро и актуально стоит вопрос своевременного возврата экспортной выручки хозяйствующими субъектами. Условия и сроки ее возврата регламентированы Указом Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), а также иными документами, принятыми в его исполнение. О том, как реализуются эти требования, рассказывает председатель Комитета государственного контроля Гомельской области Александр АТРОЩЕНКО.

Комитетом госконтроля Гомельской области наряду с другими органами валютного контроля в ходе проведения проверок и контрольных мероприятий в обязательном порядке осуществляется контроль за ходом исполнения требований Указа № 178, в т.ч. в отношении обязанности резидентов обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме при экспорте не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии — не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг; при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Напомним, что внешнеторговая операция также может быть завершена путем:

– признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);

– исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;

– принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации.

Указом № 178 предоставлено право Совмину совместно с Нацбанком по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций, определенные Указом № 178. Данное право реализовано постановлением Совмина и Нацбанка от 5.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций», которым сроки завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров увеличены до 720 дней.

Если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение указанного срока завершения внешнеторговой операции, резидент обязан обратиться за получением разрешения на его продление в Нацбанк или в главное управление Нацбанка по области в зависимости от места нахождения резидента (его структурного подразделения). Выдача разрешения регламентируется постановлением Правления Нацбанка от 22.04.2009 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций».

Указом № 178 определены следующие условия, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) по заявлению резидента:

– наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком срока завершения внешнеторговой операции;

– завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Нацбанка на продление сроков ее завершения;

– отсутствие фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства РБ в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;

– соблюдение резидентом требований валютного законодательства РБ при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;

– отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк.

Несоблюдение указанных требований влечет ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 11.37 КоАП в виде наложения штрафа в размере до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 2% от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

В январе–мае 2014 г. Комитетом госконтроля Гомельской области за превышение установленных сроков завершения внешнеторговых операций 8 субъектов хозяйствования были оштрафованы на общую сумму 493,6 млн. Br, а 5 должностных лиц — на 4 млн. Br. Так, например, РУП «ГЗЛиН» по импортному договору с российской компанией на поставку оборудования (трансформатор и реактор) была произведена предварительная оплата в размере 350 тыс. RUB. При этом указанное оборудование в адрес предприятия поступило с превышением установленного срока на 43 дня.

Аналогично по импортному контракту с польской компанией РУП «ГЗЛиН» была произведена предварительная оплата в размере 84 900 EUR, а оборудование в адрес предприятия поступило с превышением установленного срока на 150 дней. В результате РУП было оштрафовано на 302,2 млн. Br, а его должностное лицо — на 650 тыс.