Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
146.98
Серебро:
1.74
Платина:
74.8
Палладий:
160.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сроки принятия изменений в Инвестиционный кодекс отодвигаются

Мы уже писали о том, что Совет Республики отклонил принятые Палатой представителей в двух чтениях изменения в Инвестиционный кодекс...
Мы уже писали о том, что Совет Республики отклонил принятые Палатой представителей в двух чтениях изменения в Инвестиционный кодекс. Председатель комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Василий Хрол - именно эта комиссия готовила законопроект к рассмотрению - не согласился с аргументами верхней палаты Национального собрания и заявил о намерении преодолеть вето двумя третями голосов. Прокомментировать ситуацию мы попросили председателя комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяну БЫКОВУ.

- Мы не против льгот для иностранных инвесторов, как это пытаются сейчас представить. Но Совет Республики считает, что все включенные в законодательство нормы должны иметь механизм реализации, то есть быть доступными. Сегодня мы сталкиваемся с огромным количеством обращений иностранных инвесторов, которые жалуются: в вашей стране не выполняется статья Инвестиционного кодекса о том, что условия хозяйствования в течение 5 лет не должны ухудшаться. Что им можно посоветовать - судиться? Да они приехали сюда работать, а не ходить по судам.

Когда разработчики только приступили к подготовке Инвестиционного кодекса, то было предложено включить в  него статью, которая бы содержала все преимущества и преференции для иностранных инвесторов, работающих в Беларуси. Согласно ст. 91   они имеют гарантии по налогу на прибыль, по НДС и таможенным платежам на ввоз имущества, предназначенного для формирования уставного фонда, и т.д. И уже тогда это сделали не совсем правильно, ибо эти льготы лишь продекларированы, а механизма их реализации нет (особенно по НДС).

Со временем парламент принял Общую часть Налогового кодекса, где записано: все вопросы, касающиеся налогов, должны содержаться либо в налоговом законодательстве, либо в декретах и указах Президента. И хотя это положение вступит в действие лишь с принятием Специальной части НК, данная норма должна уже действовать. Таковы принципы формирования правового поля.

Разработчики предлагаемых в ИК изменений вычеркнули из статьи 91 то, что касается вопросов налогообложения прибыли, по той причине, что эти нормы уже прописаны в Законе о налоге на доходы и прибыль. А что касается НДС на ввоз имущества (для уставного фонда) - оставили в ИК. Но в Законе о налоге на добавленную стоимость нет нормы об освобождении от налога данного имущества! Таким образом, этой льготы нет в налоговом законодательстве, но именно им при любых подобных нестыковках  руководствуются налоговые органы. Данное изменение надо вносить в Закон об НДС, лишь тогда продекларированная льгота станет доступной инвестору. Тем более, что через месяц-другой  в парламент поступит Специальная часть НК, куда войдут все налоговые законы.

Когда читаешь Инвестиционный кодекс, где записано, что иностранный инвестор имеет целый ряд льгот, то создается впечатление, что у нас самый совершенный  налоговый режим для привлечения капиталов и инвестиции должны течь рекой. Однако эти льготы - всего лишь обещания, многие из них (например, налоговый кредит, отсрочка по платежам в бюджет) согласно законодательству может предоставлять только Президент страны. Зачем включать в закон то, чего на самом деле  может и не быть? От лозунгов все устали, иностранным инвесторам необходимо нормальное прозрачное законодательство.

Поскольку  наши доводы не воспринимаются, то сейчас создается согласительная комиссия, которой предстоит найти компромиссное решение. По этой причине принятие изменений в Инвестиционный кодекс, к сожалению, затягивается.