$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СРЕДСТВА ДЛЯ ЖИЗНИ

25.01.2011

Главные проблемы посткризисного развития мировой экономики — рост внешнего долга и дефицита государственного бюджета не обошли стороной и Беларусь. Правда, в нашей стране их параметры не превышают порога безопасности. Но социальные программы и поддержка неэффективных предприятий постоянно требуют от государства средств, находить которые с каждым годом все труднее.

Как сообщил первый заместитель министра финансов Владимир Амарин на пресс-конференции 21 января, по предварительной информации, доходы консолидированного бюджета в прошлом году поступили в объеме 48,8 трлн. Br (101% плана), а республиканского — 30,3 трлн. (101,2%). Кассовое исполнение расходов составило соответственно 53 трлн. Br (98,1% плана) и 34,3 трлн. (98,7%). При этом социальная сфера была профинансирована в сумме 6,7 тлрн. Br, или 99,6% годового плана. Неоплаченные обязательства консолидированного бюджета на начало текущего года оцениваются в 621 млрд. Br, как и на 1.01.2010 г. При этом задолженность плательщиков перед бюджетами всех уровней сократилась за прошлый год на 24 млрд., до исторического минимума — 32 млрд. Br, что говорит о высокой собираемости налогов.

По словам В.Амарина, республиканский бюджет 2010 г. был исполнен с дефицитом в 4 трлн. Br, или 2,4% к ВВП, что не превышает 3-процентного порога экономической безопасности. Напомним, первоначально Закон «О республиканском бюджете на 2010 год» предусматривал дефицит в сумме 2,7 трлн. Br (1,5% ВВП) при доходах в 35,5 трлн. и расходах в 38,2 трлн. Однако затем была произведена корректировка, причем размер дефицита доведен до 3%.

Почему-то традиционно значительная часть финансирования социальных расходов приходится на IV квартал и, в частности, на декабрь. В результате резко возрастает импорт, усиливается давление на валютный рынок. Считает ли Минфин возможной коррекцию, направленную на равномерное финансирование расходов по кварталам, в течение года?

«Такая проблема существует, но я не считаю ее критической, — сказал В.Амарин. — Приоритетные направления, которые у нас определены, финансируются стабильно на протяжении года, в т.ч. связанные с приобретением медицинского, другого оборудования. Случается, конечно, по некоторым вопросам, отнесенным на квартал, что мы не можем их осуществить в конце года, потому что идет работа по оптимизации расходов, их сокращению. Но это определяющего влияния на исполнение бюджета не оказывает», — уверен замминистра.

Не удалось получить внятного ответа и на вопрос: почему правительство, располагая значительными средствами в валюте на счетах Нацбанка, осуществляет дорогие внешние заимствования? Оказывается, ресурсы правительства имеют другое назначение, кроме того, важно не уменьшать ЗВР… Поэтому в прошлом году понадобилось выходить на международный финансовый рынок, выпуская евробонды, а также облигации в России. «Я не согласен с упреками о том, что эти ресурсы привлечены под высокие проценты, — утверждает замминистра. — Готов поспорить: бумаги последнего выпуска (19 января) будут в обращении 7 лет и фиксированная ставка по ним — 8,95%, это достаточно комфортная для нас доходность».

Уязвимость этой позиции сразу оценили аналитики, по мнению которых зафиксированный уровень доходности скорее говорит о высоком уровне недоверия инвесторов к отечественной экономике. Нетрудно посчитать, что по этим облигациям в ближайшие 7 лет страна должна выплачивать по 71,6 млн. USD только одних процентов. О планах выпуска 7-летних евробондов на сумму 500 млн. USD под 8,2–8,3% говорилось давно. На практике эмиссия оказалась масштабнее, а ставка — в 1,5 раза выше, чем в среднем по странам СНГ. Можно вспомнить и то, как именно из-за ставки в самый последний момент отложили размещение в РФ, а потом его провели, но выгода составила 0,05%. Видимо, торговаться не приходится — валюты не хватает. Впервые в истории Беларуси чистые иностранные активы банковской системы вышли на отрицательное значение (около 1 млрд. USD). В России и Украине, которая «сидит на игле» МВФ, этого не происходит. У нас же золотовалютные резервы, формируемые Нацбанком, на треть состоят из долгов перед нерезидентами.

По официальным данным, объем государственного долга на 1.01.2011 г. достиг 61 трлн. Br, что составляет 37,4% ВВП, сообщил В.Амарин. Он подчеркнул, что этот показатель не вышел за рамки порогового значения в 40% ВВП. Внешний госдолг составил 9,7 млрд.USD, а внутренний — 31,96 трлн. Br при установленных лимитах 11 млрд. USD и 32 трлн. Br.

Правда, соблюдение лимитов не избавляет от необходимости погашать долги. В текущем году из госбюджета на обслуживание внешнего долга будет направлено 862 млн. USD, из них 695 млн. — на выплату процентов и еще 167 млн. — на погашение основного долга. Общая сумма включает и выплаты по размещению, состоявшемуся 19 января, подсчитали в Минфине.

Объем господдержки, оказанной предприятиям в 2010 г., Минфин пока не подсчитал. Зато доложил о сумме запланированной господдержки в 2011 г. — 2,3 трлн. Br. Основной ее объем (2,1 трлн. Br) будет направлен на удешевление процентов по кредитам, на прямую финансовую помощь предприятия могут рассчитывать в объеме 46 млрд. Br, бюджетные ссуды и займы предусмотрены на сумму 148,5 млрд. Br. Для сравнения: за 9 месяцев 2010 г. господдержка оказана на 658 млрд. Br.

Несмотря на рост внешнего долга, правительство планирует снизить к 2015 г. налоговую нагрузку до 26% к ВВП, сообщил начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Дмитрий Кийко. «Этот показатель будет соответствовать показателям европейских стран», — сказал Д.Кийко. По его словам, таким образом будут созданы условия для дальнейшего экономического роста и повышения рейтинговых оценок Беларуси в международных исследованиях. По словам представителя Минфина, в 2006–2010 гг. общее снижение налоговой нагрузки на экономику составило 6,8 процентных пункта, что более чем в 1,5 раза превышает целевой показатель программы социально-экономического развития на 2006–2010 гг. Так, в ушедшем году в результате снижения налоговой нагрузки в распоряжении плательщиков осталось 800 млрд. Br.

Кроме того, по словам Д.Кийко, в 2011 г. наша страна может обойтись без кредита на оплату поставок российского газа. «Разрабатывая основные характеристики бюджета, мы учитывали косвенное влияние расчетов за импортируемый газ, предполагая, что среднеконтрактная цена газа составит 240 USD/тыс. м3, на самом деле она оказалась ниже. Сейчас нет проблем с оплатой потребляемого газа и нет необходимости в прямой финансовой поддержке Беларуси».

По мнению Д.Кийко, говорить о прямом субсидировании белорусской нефтепереботки некорректно. «В 2010 г. условия поставок нефти существенно ухудшились из-за взимания экспортной пошлины в полном объеме. Поскольку это было форс-мажором для Беларуси, то бюджет понес потери в виде недопоступления около 5 трлн. Br ввозных экспортных пошлин на нефть, т.к. в связи с изменениями условий поставки нам пришлось их обнулить. В качестве компенсационной меры пришлось сократить субсидии переработчикам. В результате чистые потери бюджета составили около 2 трлн. Br». В связи с этим Указом от 27.12.2010 № 679 уточнены параметры бюджета прошлого года, что и позволило перевыполнить его.

«В этом году нефть в нашу страну поставляется без ввозной пошлины. Эту разницу РФ рассматривает как субсидию. Однако мы приняли обязательства перечислять России пошлины при вывозе нефтепродуктов, которые ниже, чем на нефть. И если исходить из того, что бюджет может получать от пошлин с нефти больше, то и российские НПЗ несут потери».

Вопрос раздела пошлин в ТС Д.Кийко считает «неострым» для стран-участниц. «С учетом того, что нефть выведена за рамки деления вывозных таможенных пошлин, ведется планомерная работа по определению порядка уплаты пошлин с товаров, острых проблем здесь нет. Основной принцип: вывозные пошлины за товары, экспортированные с территории одной страны, поступают в бюджет страны, которая является собственником товара. Номенклатура этих вывозных пошлин невелика. В частности, для РБ значение имеют пошлины на калийные удобрения, пошлины с других товаров незначимы. Поэтому стороны еще договариваются, как перечислять, в каком порядке, в какой валюте. Думаю, в этом году работа будет завершена».

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях