$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Менеджмент

СРЕДНИЙ СЕГМЕНТ©

18.10.2013

со всеми удобствами

Дефицит гостиниц сегмента middle market, ориентированных на средний класс, привлек интерес владельца холдинга «Лада ОМС» Алексея Ваганова в 2009 г. Сегодня предприниматель ведет строительство двух гостиничных сетей с общим фондом 1,5 тыс. номеров. Уже год принимает гостей первое «детище» — апартотель «Comfort», который за 9 месяцев вышел на уровень безубыточности.

В нашей стране основной спрос на гостиничные услуги колеблется в диапазоне 80–100 USD за номер в сутки, считает А.Ваганов. Отвечать такому уровню цены и стандарту «3 звезды» будет сеть апартотелей «Comfort», которая получит развитие в результате возведения объектов «Comfort плюс» и «Comfort эконом». В них постояльцам предлагается довольно большое жилое пространство (от 40 до 90 м2, т.е. от однокомнатной квартиры до трехкомнатной) и подъездная система, в которой гость попадает в номер, как к себе домой. В ассортименте имеется набор стандартных услуг, включая ежедневную уборку и круглосуточную охрану, а также жесткие требования к качеству обслуживания. В итоге загрузка отеля растет. Управляющий Анатолий Анисько рассчитывает, что к концу года уровень заполняемости составит 60%, а в следующем — 65%. Пики заполняемости случаются примерно раз в два месяца, например, в сентябре этот показатель достиг 104%. Сегодня апартотель — единственное место в белорусской столице, где принимают гостей с домашними животными (например, в прошлые выходные в отеле гостили 85 собак).

А.Ваганов планирует предложить клиентам комплекс бытовых услуг. Зарубежный опыт подсказывает, что отелям нужны дополнительные факторы привлекательности, которые побуждают жителей регионов приезжать на выходные в столицу. Кроме того, проектируется комплекс «хирургии одного дня», в нем установят самое современное оборудование, которое будет эксплуатироваться совместно с медклиникой, это должно гарантировать 60% заполняемости. Рассматривается возможность продвижения сети Comfort в регионы, где есть валютная выручка и иностранные туристы: в Мозырь, Новополоцк, Бобруйск, Солигорск.

«Когда приезжали в гости партнеры по бизнесу, то всегда одной из проблем было их качественное гостиничное обслуживание, — рассказывает А.Ваганов. — Вроде бы гостиницы есть, но номера в них маленькие, мебель старая, отношение персонала оставляло желать лучшего. А ведь все должно быть наоборот. Поэтому мы заказали исследование гостиничного бизнеса, оценили риски. Почти никто из знакомых не верил, что в Минске такой проект возможен. Скептики говорили: в городе ежедневно сдаются 4–5 тыс. квартир, как с ними конкурировать? Но в итоге проект мы сделали, он востребован и конкурентоспособен. Полученный опыт позволил нам начать строительство гостиниц в России, Киргизии, Турции. У нас сформирована международная команда проектировщиков, поставщиков оборудования, технологов-консультантов».

Управление осуществляется рядом операторов, в т.ч. группой Аccor, выбранных на этапе проектирования гостиниц международного класса. По условиям сотрудничества Аccor отвечает за загрузку отелей и качество обслуживания, предоставляет инвестору свои бренды, а тот, в свою очередь, передает построенные гостиницы в управление. Часть рисков инвестиций в гостиничный бизнес взяли на себя БПС-Сбербанк и Внешэкономбанк. Гостиницы международного класса должны окупиться за 6–6,5 года, а апартотели — за 3–4 года, доходность составит 12–14%. Бизнес-планы согласованы с управляющими гостиниц и одобрены внешним консультантом — английской компанией Аlex Lord's, известной на рынке уже более 100 лет. Она сотрудничает с группами Marriott и Accor.

На белорусском рынке Аccor готова развивать бренд Novotel (5*), ориентированный на деловых путешественников, а также Mercure (4*) и Ibis (3*), которые считаются доступными вариантами для туристического и бизнес-сегмента с разными потребностями и разными возможностями.

По мнению А.Ваганова, стандарт обслуживания Comfort выше, чем у подразделений апартотелей группы Accor. Поэтому не факт, что белорусская сеть войдет в зарубежную. Впрочем, время и деньги одинаково дороги для обеих сетей. Но развитие под брендами Accor дороже и обойдется примерно в 100 млн. USD, тогда как строительство двух гостиниц Comfort будет стоить около 30 млн.

Одна из основных проблем — отсутствие подготовленных кадров. Accor располагает собственной академией для обучения менеджеров. В БГЭУ есть соответствующая специализации на факультете международных отношений, но для гостиниц Минска этого сегодня уже недостаточно. Поэтому приоритетом развития гостиничного бизнеса становятся инвестиции в обучение и мотивацию персонала. Стажировки проводятся в Сочи, Калининграде на стартапе Ibis. Сегодня довольно много белорусов учится гостиничному бизнесу в Швейцарии. «У нас есть база данных студентов, родители которых имеют возможность оплачивать их обучение, отметил А.Ваганов. — Если они возвращаются на родину, то, пройдя дополнительно курс в корпоративной академии Accor, попадают в программу подготовки менеджеров и получают назначения, начиная с уровня начальников отделов, далее у них идет страновая ротация, хорошие заработки».

Получить земельные участки под строительство гостиниц бизнесмену удалось довольно быстро, а вот, чтобы они выглядели грамотно с точки зрения маркетинга территории, за это пришлось дополнительно заплатить. Снос объектов на участке, выделенном под Novotel, обошелся более чем в 4 млн. USD, что сделало его самым дорогим в городе. Для реализации проекта наняты лучшие на европейском рынке ландшафтные архитекторы. В результате белорусские специалисты получили возможность ознакомиться с их подходами к работе, перенять опыт.

А.Ваганов рассчитывает довести в ближайшие годы свою долю в столичном гостиничном бизнесе до 25% за счет развития двух сетей. Он полагает, что опасения в том, что построенные гостиницы будут не востребованы после чемпионата мира по хоккею, несостоятельны. Ряд инвесторов, которые планировали строительство гостиниц, уже «сошли с дистанции», поэтому перенасыщения рынка не произойдет. Наоборот, может сохраниться небольшой дефицит, если упростится визовый режим.

Есть ли для этого обнадеживающие предпосылки? Пока надеяться можно в основном на статистику: развитие индустрии гостеприимства приносит стране около 100 млн. USD в год. Сегодня в Минске останавливается довольно много транзитных туристов и их число растет. К тому же государство способствует развитию туризма: большие инвестиции сделаны в инфраструктуру, реставрацию исторических памятников, туристические маршруты, что должно привлечь больше гостей в страну.

Оксана КУЗНЕЦОВА