$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Спрос на деньги должен быть

27.04.2007

Достичь сбалансированности объемов наличных денежных средств с объемами предлагаемых к реализации товаров (работ, услуг). Такова цель Программы повышения реального спроса экономики Республики Беларусь на деньги в 2007 году, утвержденной совместным постановлением Совета Министров и Национального банка от 13.04.2007 № 470/6 (далее — Программа).

В документе приводятся основные тенденции и факторы формирования спроса экономики на деньги. Отмечено, что одним из важнейших результатов экономической политики в 2006 г. явилось укрепление макроэкономической и финансовой стабилизации. В качестве наиболее характерных ее особенностей названы поддержание темпов роста реального валового внутреннего продукта и продукции важнейших отраслей экономики (в 2006 г. по сравнению с 2005-м прирост реального ВВП составил 9,9%); рост реальных доходов населения (в 2006 г. — на 17,3%); снижение инфляции. Среднемесячный прирост потребительских цен составил 0,5% против 0,6% в 2005 г.). Официальный курс национальной валюты за 2006 г. снизился по отношению к российскому рублю на 8,4-0,7% в среднем за месяц, по отношению к доллару США укрепился на 0,6%-0,1% при росте потребительских цен на 6,6-0,5% в среднем за месяц. В других сегментах валютного рынка динамика обменного курса рубля также оставалась стабильной, а его котировки близкими к официальному курсу.

По итогам работы за 2006 г. созданию предпосылок для макроэкономической и финансовой стабилизации способствовало ужесточение денежно-кредитной политики и снижение темпов роста денежного предложения. Так, рублевая денежная масса за 2006 г. увеличилась на 44,5% против роста данного показателя в 2005 г. на 59,5%. За 2006 г. требования банков к экономике увеличились на 57,2% (или на 7,6 трлн. Br).

Постановлением определены целевые ориентиры и направления повышения реального спроса национальной экономики на деньги в 2007 г. Сбалансированность между ростом денежного предложения и реальным спросом экономики на деньги является необходимой предпосылкой для обеспечения макроэкономической и финансовой стабилизации, постепенного расширения банковской системой кредитной поддержки экономики и поэтому является одним из элементов макроэкономической политики.

Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 г. предусматривается: необходимость ограничения роста индекса потребительских цен в пределах 6-8% и снижения официального обменного курса Br по отношению к российскому не более чем на 4% (по отношению к доллару США не более чем на 2,5%); возможность роста активной рублевой денежной массы на 20-25%, увеличение рублевой денежной базы на 20-24%. Для достижения предусмотренных на 2007 г. параметров ограничения роста цен и снижения официального обменного курса BR в условиях допускаемого роста денежного предложения в национальной денежной единице необходимо повышение реального спроса экономики на деньги не менее чем в 1,2 раза. Направления повышения реального спроса экономики на деньги представляют собой развитие определенных качественных характеристик экономики, формирующих реальный спрос на деньги. Его удовлетворение не должно приводить к росту цен и снижению обменного курса Br.

Достижение целевых параметров по данным направлениям повышения реального спроса на деньги возможно при выработке и реализации соответствующих экономических, институциональных и иных мер. Так, повысить реальный спрос национальной экономики на деньги в 2007 г. планируется в процессе реализации 46 программных мероприятий, разработанных правительством и Нацбанком.

Во-первых, разработчики включили в число мероприятий создание условий для достижения макроэкономического роста. В числе основных — обеспечение динамики обменного курса белорусского рубля в рамках параметров, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 г., на основе мониторинга ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере, принятие при необходимости оперативных монетарных и экономических мер. Предусматривается также разработка в ближайшее время проектов указов Президента «О стимулировании развития промышленного производства в 2007 году», «О мерах по стимулированию производства и реализации отдельных товаров» и подготовка проекта нормативного правового акта, обеспечивающего создание благоприятных условий для перехода индивидуальных предпринимателей к статусу юридических лиц. В течение года облисполкомы и Мингорисполком должны будут реализовать мероприятия региональных программ развития предпринимательства.

Следующий блок Программы содержит перечень региональных мероприятий по достижению сбалансированности наличных денежных средств с объемами предлагаемых к реализации товаров (работ, услуг). Прежде всего в апреле планируется внести изменения и дополнения в региональные мероприятия (программы) по обеспечению сбалансированности наличной денежной массы с объемом предлагаемых к реализации товаров и платных услуг с учетом Программы. В течение года приоритет отдается обеспечению потребительского рынка регионов республики товарами отечественного производства, проведению различных периодических и сезонных мероприятий с участием товаропроизводителей, увеличению объемов реализации за счет совершенствования структуры товарооборота, расширения торговой сети и ассортимента товаров. В итоге розничный товарооборот должен вырасти к уровню 2006 г. не менее чем на 10,5% в сопоставимых ценах, а бытовых услуг — не менее чем на 14,5% в сопоставимых ценах.

11 пунктов Программы касаются развития системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. В течение года все подчиненные или входящие в состав органов госуправления бюджетные организации будут переведены на выплату зарплаты по пластиковым карточкам. Поэтапно на этот инструмент будут переводиться и организации, с долей госсобственности свыше 50%, расположенные в населенных пунктах с численностью населения, превышающей 20 тыс. человек. Программой также предусмотрено расширение системы выплаты зарплаты, социальных пособий, пенсий, стипендий, оплаты товаров и услуг с использованием карточек; увеличение удельного веса розничного товарооборота и платных услуг, оплачиваемых пластиковыми карточками; перевод объектов торговли и бытового обслуживания на расчеты карточками, мониторинг и контроль за этим переводом. Должны быть определены необходимые условия коммуникационного обеспечения объектов при установке на них платежных терминалов, кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем в разрезе регионов; поэтапное оснащение организаций сферы услуг платежными терминалами и др. Минсвязи поручено расширить сеть платежно-справочных терминалов (инфокиосков) РУП «Белпочта» на 100 единиц.

Мероприятия по сокращению объема просроченной кредиторской и проблемной кредитной задолженности в числе одной из первоочередных задач предполагают принятие мер по финансовому оздоровлению предприятий в соответствии с указами Президента от 13.01.2006 № 27 «О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций» и от 28.08.2006 № 538 «О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ». В течение года будут приниматься меры (отраслевые, региональные) по сокращению проблемной задолженности по кредитам банков. Ежеквартально будут анализироваться причины образования задолженности по платежам в бюджет и приниматься меры по ее сокращению. До 1 июня 2007 г. Минсельхозпрод, Минпром, Белкоопсоюз, концерны, облисполкомы, Минский горисполком должны разработать мероприятия по сокращению задолженности по кредитам, выданным под гарантии правительства и местных исполнительных и распорядительных органов. Госорганам поручено выполнение в течение года предельных нормативов прекращения обязательств без поступления денежных средств в соответствии с постановлением Совмина от 30.12.2006 № 1772. Одним из основных мероприятий этого раздела является реализация комплекса мер по сокращению и недопущению в течение года наличия сверхнормативных запасов готовой продукции на складах.

Пристальное внимание в Программе уделяется вопросам реализации госимущества. В планах — создание в IV квартале в процессе приватизации госсобственности открытых акционерных обществ, в т.ч. с участием иностранных инвесторов, в III-IV кварталах — продажа в процессе приватизации по конкурсу, на аукционе непрофильных организаций, подчиненных (входящих в состав) республиканским органам госуправления, организаций, подчиненных правительству, как имущественных комплексов, во II — IV кварталах — отчуждение находящихся в госсобственности объектов, в т.ч. неиспользуемых, неэффективно используемых свыше 5 лет, на аукционах, конкурсах. Госкомимуществу, республиканским органам госуправления и госорганизациям, облисполкомам и Мингорисполкому предстоит внести в Совет Министров предложения по определению перечня ОАО, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, предлагаются для продажи, в т.ч. через Белорусскую валютно-фондовую биржу. Уже в апреле т.г. Госкомимущество и Минфин должны внести предложения по определению заданий республиканским органам госуправления по поступлению в республиканский бюджет в 2007 году доходов от использования и реализации госимущества. Предусматривается и продажа отечественным и иностранным инвесторам принадлежащих государству акций ряда банков. Программа содержит планы по проведению аукционов на право аренды и продажи земельных участков, в т.ч. для строительства жилья.

В раздел программы, касающийся развития инвестиционной деятельности и фондового рынка, включена проработка вопроса об условиях открытия новых кредитных линий для реализации инвестиционных проектов и расширения возможностей действующих. Также в планах заключение соглашений с Азербайджаном, Ираном, Китаем по расширению межбанковского сотрудничества в инвестиционной сфере, осуществление мер по привлечению иностранных инвестиций в виде целевых кредитов (займов) международных финансовых институтов. Минфину, МИДу и посольству Беларуси в России поручено организовать выпуск государственных ценных бумаг на российском финансовом рынке.

Предстоит разработать условия выпуска государственных долгосрочных ценных бумаг с плавающей процентной ставкой для инвестирования средств пенсионных фондов, страховых организаций, а также проработать вопросы размещения корпоративных ценных бумаг на международных финансовых рынках. МЧС в течение года будет осуществлять комплекс мер, направленных на энергосбережение в социальной сфере и реабилитацию районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, осуществляемых с участием Международного банка реконструкции и развития. Упоминается и получение кредитных рейтингов ведущими организациями страны, включая банки, и обеспечение ежегодного увеличения лимитов для открытия иностранных кредитных линий.

Банки республики будут отвечать за выпуск и размещение облигаций для физических лиц, а Минстройархитектуры, Минэкономики, Минфин, Беларусбанк и Белагропромбанк — за разработку и реализацию комплекса мер в области жилищных строительных сбережений в целях создания условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования строительства жилья, в первую очередь средств населения.

Мониторинг и контроль за ходом реализации Программы будут осуществлять Минэкономики, Госкомитет по имуществу и Национальный банк.

Татьяна АБРАМОВИЧ