$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

СПРОС ГАРАНТИРОВАН

01.04.2011

Объем лекарственного рынка Беларуси в 2010 г. вырос на 9,9% по сравнению с 2009 г., до 676,45 млн. USD, в т.ч. розничный — на 7,8%, до 500 млн. USD. Лечебные учреждения увеличили потребление на 17,9%, до 178 млн. USD. Такую оценку на основе исследования дал специалист по работе с клиентами ООО «Интелликс-М» Дмитрий Петрович в ходе фармацевтического бизнес-форума, прошедшего в Минске.

В Беларуси сегодня насчитывается 1650 аптек, более 90 аптечных складов, 26 предприятий — изготовителей лекарств. В то же время среднедушевое потребление лекарств (в оптовых ценах) в нашей стране возросло с 64,8 USD в 2009 г. до 71,4 USD в текущем. Заметим, что, по данным Белстата, только в январе–феврале 2011 г. в розницу было продано фармацевтических товаров на 339 млрд. Br — на 24,6% больше, чем годом ранее. Официальная статистика зафиксировала в 2010 г. рост цен на медикаменты на 13,2%. А по данным исследования, средневзвешенная стоимость упаковки препарата в розничных ценах подорожала за год с 3,08 до 3,4 USD, причем большую часть (41%) в структуре продаж занимают лекарства ценой до 5 USD. Получается, что белорусы «сидят» на дешевых медикаментах.

Доля препаратов иностранных компаний (в стоимостном выражении) сократилась на рынке до 76,6% против 79,3% годом ранее, а отечественных выросла с 20,7% до 23,4%. В натуральном выражении (в пересчете на упаковки) предложение белорусских изготовителей на внутреннем рынке в последние годы стабильно превышает импорт. В 2010 г. это соотношение сложилось в пропорцию 58 к 42, в 2009-м — 55 к 45, тогда как в 2008-м — 50 к 49, а в 2007-м — 52 к 48. В январе–феврале текущего года в розничном товарообороте доля отечественных фармацевтических товаров составляла 24%, а импортных — 76%, тогда как в январе–феврале 2009 г. — 22,7% против 77,3%. По-видимому, импорт будет сокращаться и далее. Так, по данным Белстата, в январе 2011 г. в республику было ввезено 279 т лекарственных средств, расфасованных для розничной продажи, что на 18% меньше, чем годом ранее. При этом поставки из стран СНГ сократились на 45%, до 82 т, а из стран вне СНГ, наоборот, выросли на 4%, до 195 т.

На оптовом рынке лидирует тройка национальных изготовителей: Белмедпрепараты (40 млн. USD), Фармлэнд (30 млн.), Борисовский завод медпрепаратов (28 млн. USD). Им немного уступают иностранные компании: Санофи-Авентис (25,8 млн. USD), Никомед (23 млн.), Байер Хелскэр (21,6 млн.). Десятка лидеров контролирует примерно 36% всего рынка.

В аптечных сетях безусловные лидеры продаж — препараты Байер, Борисовского завода медпрепаратов, Белмедпрепаратов, Санофи, Гедеон Рихтер, Лекфарм.

Наиболее востребованные терапевтические группы на розничном рынке — антибактериальные препараты (54,7 млн. USD), гипотензивные средства (30 млн.), противоопухолевые (27,5 млн.), противопростудные (противокашлевые) (26 млн. USD), противоревматические (22 млн.), витамины (21 млн. USD). Пик покупок товаров «вынужденного спроса» приходится на ноябрь–декабрь.

На «госпитальном» рынке доля зарубежных препаратов еще ниже — 68%, однако средняя стоимость упаковки в оптовых ценах — уже 12,14 USD. Для сравнения: средняя стоимость упаковки лекарств отечественных производителей в этом сегменте — 1,08 USD. В том же сегменте значительна доля закупок препаратов стоимостью свыше 50 USD (36,8%). Лидеры продаж в госпитальном сегменте — лекарства производства Белмедпрепараты, Фармлэнд, Рош. Первая десятка отечественных и зарубежных компаний контролирует 56% всех продаж в этом сегменте.

Примечательно, что негосударственные дистрибьюторы в прошлом году снизили ввоз лекарств и БАДов на 5,5%, до 67% всего объема импортированных препаратов.

Десятку наиболее успешных импортеров возглавляют государственная сеть «Фармация» (31,4% всего импорта), частная компания «Доминантафарм» (6,9%), недавно приобретенная россиянами, «Искамед» (5,9%), «Интерфармакс» (5,45%) и др. Всего к настоящему времени на внутреннем рынке работают около 80 дистрибьюторских компаний. По оценкам, в ближайшее несколько лет их количество еще снизится. Выживут наиболее терпеливые и готовые реинвестировать прибыль в развитие, полагают отраслевые аналитики.