Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Спрашивают индивидуальные предприниматели

В "НЭГ" N 49 за 2000г. в ответе на вопрос индивидуального предпринимателя разьяснялось, что при наличии акта сдачи-приемки услуг в затраты могут списываться и не оплаченные на этот момент расходы. Если несколько расширить тему, то фактическая реализа...
В "НЭГ" N 49 за 2000г. в ответе на вопрос индивидуального предпринимателя разьяснялось, что при наличии акта сдачи-приемки услуг в затраты могут списываться и не оплаченные на этот момент расходы. Если несколько расширить тему, то фактическая реализация работ и услуг может подтверждаться актами их сдачи-приемки. Например, предприниматель оформил интерьер и сдал работу заказчику по акту. Последний заплатил больше. Какую сумму индивидуальный предприниматель должен включить в отчетный период: указанную в акте или перечисленную заказчиком?

Ю.РОМАНОВ, г.Гродно

Если индивидуальный предприниматель оказывает услуги, то всегда ли подписанный заказчиком акт является подтверждением их фактической реализации?

А.МАРТЫНЮК, г.Гродно

В названном номере газеты разьяснялось включение в расходы предпринимателя отдельных видов затрат (аренды помещения, услуг связи, транспортных, охраны и им подобных) исходя из норм действовавших на тот момент законодательных нормативных актов: Положения о составе расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, и порядке их исключения из выручки и Инструкции о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями. Большинство пунктов этих документов сохранили свое значение и в настоящее время.

Однако в 2001г. в Положение (зарег. в НРПА от 2001-05-14г., N 8/5979 и от 2001-08-21г., N 8/6907) и Инструкцию (зарег. в НРПА от 2001-09-26г., N 8/7222) были внесены значительные изменения и дополнения, касающиеся как учета расходов, так и выручки от предпринимательской деятельности.

Например, конкретизирован п. 11 Положения. В частности установлено, что расходы по сырью (материалам), входящему в состав произведенных и реализованных в отчетном периоде товаров и образующему их основу либо являющемуся необходимым компонентом при производстве товаров; по покупным материалам, использованным в процессе производства товаров для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки произведенных и реализованных товаров или израсходованным на другие производственные или хозяйственные нужды; запасным частям, использованным для ремонта МБП, предметов проката; износу МБП; покупным комплектующим изделиям и полуфабрикатам, подвергающимся монтажу или дополнительной обработке; работам и услугам производственного характера, выполняемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (выполнение операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов; проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов, контроля за соблюдением установленных технологических процессов; транспортные услуги по доставке сырья, материалов, комплектующих, товаров и готовой продукции до пункта, обусловленного договором; другие виды услуг, непосредственно относящиеся к производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг) предприниматель должен учитывать в том периоде, в котором поступила выручка, с получением которой связаны произведенные расходы, независимо от того, в каком периоде они были фактически осуществлены. Иными словами, исключению из выручки подлежат расходы, приходящиеся на реализованные товары.

Также детализирован порядок учета расходов, предусмотренных в подпунктах 3.5 и 3.6 п.3, пунктах 4--7 и подпунктах 9.1 и 9.2 п.9 Положения (топлива и всех видов энергии, расходуемых на производственные и хозяйственные цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий; транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемому личным транспортом; потерь от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли; затрат на оплату труда; амортизационных отчислений; затрат на проведение всех видов ремонтов и техобслуживания основных фондов, прочих затрат и расходов). Их следует учитывать в том периоде, в котором (за который) они произведены, если иное не предусмотрено в указанных выше пунктах и подпунктах.

Расходы, которые индивидуальный предприниматель не может документально подтвердить, исключаются из выручки в размере 10% выручки, полученной за отчетный период по соответствующему виду деятельности, без учета документально подтвержденных расходов по этому виду деятельности (п.11 Положения).

Согласно Инструкции днем получения выручки считается день поступления средств в банк, а при расчетах наличными -- в кассу.

При этом факт реализации продукции (работ, услуг) должен быть документально подтвержден платежным поручением и товарной (товарно-транспортной) накладной или платежным поручением и актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), при реализации на рынке -- отрывным талоном.

Следовательно, фактическая реализация работ и услуг должна подтверждаться не только актами сдачи-приемки выполненных работ и услуг, но и документами на их оплату и поступление денежных средств (платежными поручениями, требованиями, мемориальными ордерами банка и др.).

В соответствии с п. 34 Инструкции суммы, поступившие в качестве предварительной оплаты, включаются в выручку предпринимателя по мере реализации продукции (товаров, работ, услуг), но не позднее 30 дней с даты их поступления.

Исключение составляет и отражение в учете предпринимателя выручки от реализации продукции (работ, услуг) по расчетам с субъектами хозяйствования других государств, ранее входивших в СССР (постановление Совмина и Нацбанка от 11.08.93г. N 536/20). В этом случае она должна отражаться по мере ее поступления, но не позднее 60 дней со дня отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), если данная выручка не востребована в законном порядке. Это означает, что фактом реализации продукции (работ, услуг) по истечении 60 дней со дня ее отгрузки может быть акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), товарно-транспортная накладная на отгрузку продукции.

При осуществлении внешнеторговых операций и определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) предпринимателям следует руководствоваться Указом Президента от 4.01.2000г. N 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" с изменениями. Так, они обязаны обеспечить по внешнеторговым операциям поступление денежных средств от экспорта не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Порядок определения этих дат, сроков и дат поступления денег установлен пп.2.9 и 2.10 Указа.

Некоторые особенности выручки от реализации установлены по товарообменным операциям.

Если вы оформили интерьер резиденту и сдали работу по акту сдачи-приемки на сумму, скажем, 760 тыс. руб., из которой на долю материалов и изделий приходилось 400 тыс. руб., а заказчик произвел первый платеж в размере 900 тыс. руб., то в выручку отчетного периода необходимо включить 760 тыс. руб., а расходы на материалы и изделия -- отразить в размере 400 тыс. руб.

140 тыс. руб. (900--760) -- это предоплата за следующий этап выполнения работ (оказания услуг), которую предприниматель должен включить в выручку согласно п.34 Инструкции. Здесь возможны варианты.

Вариант 1. В следующем месяце предприниматель выполнил работы, например, на 500 тыс. руб. и стороны подписали акт на эту сумму. Заказчик денег больше не перечислял. Следовательно, в выручку нужно включить предоплату в размере 140 тыс. руб. и согласно п.11 Положения уменьшить выручку на расходы в пределах полученной выручки.

Вариант 2. По истечении 30 дней с даты поступления предоплаты -- 140 тыс. руб. -- стороны не подписали акт. В этом случае, руководствуясь п.34 Инструкции, предприниматель должен включить в выручку эту сумму. При документальном подтверждении расхода сырья и материалов на выполнение работ (оказание услуг), которыми могут являться накладные на отпуск и акты на списание израсходованных материалов, в пределах поступившей и отнесенной на реализацию предоплаты могут быть и списаны соответствующие ценности. Без документального подтверждения понесенных расходов предприниматель не вправе исключать их из выручки.