$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инвестиции

Спрашивали — отвечаем

26.02.2008

Выборные должности не относятся к аппарату управления

В акционерном обществе общим собранием акционеров избраны члены наблюдательного совета и ревизионной комиссии. Однако в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», а также в Едином квалификационном справочнике должностей служащих отсутствуют такие должности.

Разъясните, относятся ли члены наблюдательного совета и ревизионной комиссии к числу работников аппарата управления обществом, если эти лица не являются штатными работниками общества?

Д.АВЕРКОВИЧ, гл. бухгалтер ОАО

Согласно ст. 33 Закона от 10.01.2006 № 100-3 «О хозяйственных обществах» органами хозяйственного общества являются его органы управления и контрольные органы. Порядок образования органов хозяйственного общества, избрания их членов определяется указанным Законом, иными законодательными актами и учредительными документами хозяйственного общества.

В соответствии со ст. 54 Закона члены коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества в органах управления хозяйственного общества (совет директоров, наблюдательный совет, ревизионная комиссия) избираются общим собранием участников хозяйственного общества либо советом директоров, и следовательно, их должности являются выборными. Поэтому на перечисленные должности не распространяются нормы трудового законодательства в части отнесения их к категориям служащих (руководителей, специалистов, других служащих). Кроме того, по названным должностям не заключаются трудовые договоры (контракты).

Рекомендациями по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 9.03.2004 № 25 (далее — Рекомендации), определяются категории работников (руководители, специалисты и другие служащие), которые могут быть отнесены к аппарату управления, а также их принадлежность к тому или иному подразделению. В частности, в п. 3 Рекомендаций указано, что к аппарату управления относятся руководители, специалисты и другие служащие, осуществляющие функциональное управление всеми сторонами деятельности организации в целях обеспечения выполнения стоящих перед ней задач.

Однако в Рекомендациях имеются в виду работники, т. е. лица, с которыми нанимателем заключены трудовые договоры (контракты). Относить к их числу выборные должности членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии оснований не имеется.

Иными словами, при определении штатного норматива численности работников аппарата управления в расчет принимаются должности только штатных работников.

ОТ РЕДАКЦИИ

Как известно, в соответствии с подп. 2.2.10.1 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и подп. 4-2.34 ст. 3 Закона «О налогах на доходы и прибыль» в себестоимость для целей бухучета и в затраты для целей налогообложения включаются расходы на содержание работников аппарата управления предприятия. Но поскольку члены наблюдательного совета и ревизионной комиссии к этому аппарату не относятся, выплата им вознаграждения за деятельность на этой выборной должности не может относиться к этой статье затрат. Придется искать иной источник. Например, согласно подп. 1.3 Указа Президента от 19.02.2008 № 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора» представителям государства в органах управления хозяйственных обществ, если иное не предусмотрено законодательными актами, вознаграждение, начисляемое с 1 апреля 2008 г., выплачивается ежеквартально за счет чистой прибыли этих обществ за отчетный период (квартал, год) в размерах, определенных в соответствии с уставами обществ, но не более установленных Указом нормативов.

Правильное наименование профессии

В соответствии с постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.10.2007 № 136 пункт 28 дополнен частью 3, в которой указано, что в случае, когда в наименовании профессии предусмотрены слова в скобках, уточняющие место работы, сферу деятельности, используемое оборудование и т. д., то они могут применяться самостоятельно при установлении нанимателем конкретного наименования профессии.

Можно ли в соответствии с данным пунктом вместо профессии «Комплектовщик материалов, кров и изделий» установить наименование профессий соответственно «Комплектовщик материалов «Комплектовщик кров»», «Комплектовщик изделий»?

В.МИХАЛЬЧЕНКО, начальник ООТиЗ ОАО «МШФ «Надекс», г. Мозырь

В соответствии с п. 28 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.03.2004 № 34 (с изменениями и дополнениями), определено, что наименование профессии рабочему должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС, с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве.

При этом наименования профессий рабочих, содержащие слова в скобках, следует рассматривать как равнозначные наименования либо как возможные варианты дополнения наименований. Например, содержащееся в выпуске 1 ЕТКС и ОКПД наименование профессии «Сторож (вахтер)» в штатном расписании устанавливается как «Сторож» либо «Вахтер». Наименование профессии «Монтажник электрических подъемников (лифтов)» устанавливается как «Монтажник электрических подъемников» либо как «Монтажник лифтов».

Наименования профессии « «Комплектовщик материалов, кров и изделий» в штатном расписании применять нет оснований, поскольку оно выпусками ЕТКС не предусмотрено.

Выпуски ЕТКС содержат такие наименования профессий рабочих, как «Комплектовщик изделий, полуфабрикатов и материалов» (выпуск 42 ЕТКС «Производство изделий из керамики»), «Комплектовщик изделий и форм» (выпуск 45 ЕТКС («Общие профессии производств легкой промышленности») и др. С учетом того, что в указанных наименованиях отсутствуют скобки, слова «изделий, полуфабрикатов и материалов» и «изделий и форм» применяться самостоятельно не могут. Например, нельзя установить наименование «Комплектовщик форм» или «Комплектовщик материалов».

Тарификация заведующего гаражом

Как согласно постановлению Минтруда и соцзащиты от 22.12.2006 № 162 тарифицировать должность заведующего гаражом в строительной организации (3 группа)? В приложениях 7 и 8 распределение по уровням управления должностей руководителей производственных структурных подразделений наименование должности заведующего гаражом по виду экономической деятельности «Строительство» отсутствует.

Л.ВЛАДЫКО, ОАО «ПМК-88», г. Вилейка

Тарификация должностей руководителей структурных подразделений в коммерческих организациях устанавливается в соответствии с приложениями 1, 7, 8 и 9 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 20.09.2002 № 123 (с изменениями и дополнениями, далее — Инструкция).

В случае, если должность «Заведующий гаражом» отсутствует в приложениях 1, 7 и 8 по соответствующему виду экономической деятельности («Строительство»), то наниматель самостоятельно определяет уровень управления и тарификацию для данной должности.

Так, например, в строительной организации (по виду экономической деятельности относится к третьей группе ставок руководителей и специалистов) по должности заведующего гаражом можно установить уровень управления 2.11, что соответствует 15 разряду по ЕТС.

Прием на работу ведущего специалиста

За время работы на предприятии я занимал должности инженера и старшего инженера по стандартизации, начальника отдела стандартизации и информации, управления качеством и стандартизацией.

Согласно действующей тарифной сетке работников отраслей хозрасчетного сектора должность старшего инженера отсутствует. Могут ли по новому месту работы принять на должность ведущего специалиста или специалиста 1 или 2 категории по стандартизации, учитывая должности, которые я занимал на прежней работе?

З.ПРИБОРКИН, г. Бобруйск

В соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.03.2004 № 32 (в редакции постановления от 30.10.2007 № 135, далее — Общие положения), наименование производной должности «ведущий» может применяться для должностей специалистов высшего уровня квалификации, по которым установлено квалификационное категорирование, при условии выполнения работником функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству исполнителями, с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.

С учетом этого наниматель вправе назначить вас на должность ведущего специалиста (ведущего инженера) по стандартизации при условии, что в штатном расписании имеется указанная должность, а в числе должностных обязанностей предусматривается выполнение вышеуказанных функций.

Что касается тарификации специалистов по 1 и 2 квалификационным категориям, то наниматель вправе установить ее только в случае, если квалификационная категория присвоена работнику в установленном порядке. При этом порядок присвоения специалистам квалификационных категорий определяется пп. 20-34 Общих положений.

В случае, если на прежнем месте работы квалификационные категории не присваивались, наниматель может принять решение о ее присвоении только на основании рекомендаций аттестационной комиссии.

Меры стимулирования

При заключении контрактов наниматель в соответствии с подп. 2.5 Декрета № 29 работнику, должность которого тарифицируется по 18 разряду ЕТС, установил надбавку в размере 10%, а специалисту 14 разряда — надбавку в размере 50%. В результате у специалиста 18 разряда должностной оклад оказался на 4% ниже, чем у специалиста 14 разряда.

Соответствует ли это Декрету от 18.07.2002 № 17, в котором сказано, что оплата труда работников определяется в зависимости от их квалификации на основе ЕТС?

Правильно ли поступил наниматель, нарушив своими действиями межразрядную разницу в оплате труда данных специалистов, предусмотренную ЕТС? Какими критериями должен руководствоваться наниматель, устанавливая индивидуальную надбавку в связи с заключением контракта персонально каждому специалисту, если учесть, что причина ее установления для всех специалистов одинакова — переход на контрактную форму найма?

Д.МАРЦИНКЕВИЧ, г. Мозырь

В данном случае необходимо учесть, что термин, определяющий увеличение тарифной ставки работника при заключении с ним контракта на основании Декрета Президента от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет), установлен как дополнительная мера стимулирования труда. Указанное повышение не является надбавкой.

Наниматель самостоятельно определяет размер указанной меры стимулирования труда, а с учетом норм постановления Совмина от 9.11.1999 № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» — порядок и условия ее выплаты.

Дифференциация размеров тарифной части заработной платы (например, межразрядная разница, установленная Инструкцией) не является нормой Декрета.

Следовательно, наниматель вправе установить дополнительную меру стимулирования труда в виде повышения тарифной ставки (должностного оклада) работника (до 50%) индивидуально, каждому работнику с учетом его деловых и профессиональных знаний, умений и навыков, опыта работы по соответствующему направлению деятельности, в том числе в данной организации, инициативного и творческого отношения к работе и других факторов.

Ирина НОВИКОВА,
главный экономист Минтруда и соцзащиты