$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Споры по субсидиям

19.02.2008

Беларусь и Россия пока не могут договориться о единых правилах предоставления государственной поддержки своим производителям. К настоящему времени стороны провели уже семь раундов переговоров. Последний состоялся в январе в Москве, а следующий запланирован на конец февраля и пройдет в Минске. Однако, как отмечают эксперты, до компромисса еще далеко.

Напомним, подписать межправительственное соглашение о правилах и принципах предоставления промышленных субсидий и применения мер государственной поддержки сельского хозяйства предписывает Соглашение между правительствами Беларуси и России о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества от 23.03.2007 г. Сделать это предполагалось еще 1.10.2007 г. Однако переговоры затянулись и сроки были перенесены. Точную дату, когда это произойдет (и произойдет ли вообще) не берется назвать никто. Правда, на пресс-конференции 11 февраля российский посол Александр Суриков выразил надежду, что возникшие в ходе переговоров «некоторые сложности» будут преодолены и документ будет подписан в нынешнем году. Впрочем, эксперты такое развитие событий называют маловероятным: слишком серьезные разногласия у обеих сторон.

По информации «ЭГ», одним из основных камней преткновения в переговорах являются сроки, когда необходимо отказаться от субсидий. Белорусская сторона обещает это сделать до 2011 г., поскольку в стране уже реализуется ряд важных государственных программ, предусматривающих различные виды господдержки производителям, включая финансирование из республиканского бюджета. До этого времени Беларусь предлагает не применять в отношении таких производителей никаких компенсационных или ответных мер, если решение о выделении субсидий было принято до вступления соглашения в силу.

Россия оснований для такого временного лага не видит. Кроме того, по мнению восточной соседки, нормы проекта соглашения о субсидиях не предполагают отмены или внесения изменений в программы господдержки, которые могут быть расценены в качестве субсидий, а лишь фиксируют возможность сторон применять компенсационные или ответные меры к субсидируемому импорту, если он наносит ущерб отраслям национальной промышленности.

Российская сторона также категорически против предложения белорусских коллег включить в проект соглашения норму о том, чтобы не применять ответные меры в случаях, если субсидии выделялись для выравнивания цен на энергоносители и уровня налогообложения (и то, и другое в России ниже). Аргументы, что у Беларуси нет столь значительных источников пополнения бюджета, как у России от экспорта природных ресурсов, а цены на энергоресурсы на внутреннем рынке РФ ниже (как и уровень налогообложения), российские эксперты считают необоснованными. По их мнению, Беларусь также имеет свои конкурентные преимущества, например, выгодное географическое положение, транзитные возможности, транспортную близость объектов и, следовательно, низкие издержки хозяйствующих субъектов на инфраструктуру. Однако в данном случае Россия не предпринимает попыток уравнять условия хозяйствования. Кроме того, никто не мешает Беларуси установить такие же акцизы на нефтепродукты, как и в России, а также снизить свою налоговую нагрузку, аргументируют свою позицию россияне.

«Россия не будет подписывать соглашение, если белорусская сторона не отойдет от своих принципиальных позиций: не применять компенсационные меры в отношении субсидий до 2011 г., а также в случаях, если субсидии были направлены на выравнивание цен на энергоресурсы и налогообложения с Россией», — сказал «ЭГ» российский эксперт. В России понимают, что отказываться от политики выделения господдержки своим производителям Беларусь не будет. Поэтому настаивают на том, чтобы были приняты четкие правила проведения компенсационного расследования и принятия соответствующих мер в отношении субсидируемых товаров. К слову, принимать ответные меры в отношении тех или иных белорусских производителей, пользующихся господдержкой, Россия может и сейчас, отметил эксперт. Такую возможность предусматривает Соглашение о создании Таможенного союза между двумя странами от 1995 г. Одно из таких расследований касалось белорусского сахара. «Россия могла на всех законных основаниях принять к Беларуси меры, однако удалось найти компромисс. В частности, Беларусь взяла на себя обязательства по самоограничению при поставках сахара на российский рынок (в размере 100 тыс. тонн в год)», — напомнил собеседник «ЭГ».

Российские эксперты также обращают внимание на то, что хотя по межправительственному Соглашению от 23.03.2007 г. Беларусь и отменила запрещенные в понимании ВТО субсидии и приняла на себя обязательство не применять их в дальнейшем, формально они все же действуют. «Были изменены лишь формулировки документов, которыми ранее предоставлялись субсидии, но не сам механизм, — пояснил собеседник «ЭГ». — В течение прошлого года белорусская сторона провела ревизию нормативных актов. Там, где говорилось, что господдержка и льготы предоставляются «для стимулирования экспорта», изменили на «повышение рентабельности реализованной продукции». В результате такие субсидии перешли из запрещенных в разряд специфических, имеющих скрытый характер. Однако в любом случае те и другие субсидии могут быть поводом для того, чтобы начать расследование, если другая сторона считает, что имеет место недобросовестная конкуренция, нарушаются ее экономические интересы, пояснил эксперт.

К слову, запрещенными считаются субсидии, которые то или иное государство выделяет производителям с целью сделать продукцию более дешевой на зарубежных рынках (т.н. экспортоориентированные субсидии) и на внутреннем для борьбы с импортными аналогами (импортоориентированные). Под специфическими субсидиями проект соглашения предлагает считать любое финансовое содействие государства: налоговые преференции, списание долгов, дотации, займы или покупки акций, гарантии по займам и т. д.

Дмитрий ЕРМАК