Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
09.07.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Споры о бесспорном...

С вступлением в силу Банковского кодекса в начале 2001 года было немало разногласий по вопросу бесспорного списания денежных средств с банковских счетов плательщиков...
С вступлением в силу Банковского кодекса в начале 2001 года было немало разногласий по вопросу бесспорного списания денежных средств с банковских счетов плательщиков. Тогда ст.208 кодекса было установлено требование о необходимости наличия у взыскателя исполнительного документа как основания для списания средств со счета плательщика в бесспорном порядке. Потребовались месяцы для урегулирования возникших в связи с этим проблем у инспекций МНС, территориальных органов фонда социальной защиты и других органов, наделенных правом бесспорного взыскания. Сейчас эта проблема частично разрешена. Министерством по налогам и сборам, Минфином, Фондом социальной защиты населения, Государственным таможенным комитетом приняты нормативные акты, которыми утверждены формы исполнительных документов, порядок их составления и направления в банк плательщика. В Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением правления Национального банка от 2001-03-29 г. N 66, также достаточно подробно расписана процедура бесспорного списания денежных средств и особенности по безакцептной форме инкассо. В частности, согласно п.91.1 Инструкции платежное требование без исполнительного документа банком не принимается и возвращается взыскателю. Таким же образом надлежит действовать и банку, обслуживающему плательщика.

Вместе с тем, действует еще ряд нормативных правовых актов, наделяющих отдельных юридических лиц правом бесспорного списания денежных средств других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Например, Указом Президента от 17.09.99 г. N 546 "О совершенствовании порядка взыскания пени за неоплаченные в срок энергоресурсы" установлено, что пеня за не выполненные в срок обязательства по оплате потребителями (кроме граждан) полученных природного газа, электрической и тепловой энергии взыскивается в бесспорном порядке предприятиями газового хозяйства концерна Белтопгаз, производственными объединениями концерна Белэнерго и государственными предприятиями по транспортировке и поставке газа "Белтрансгаз". Кроме того, согласно легендарному Указу Президента от 2000-06-29 г. N 359 "Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь" эта пеня должна взыскиваться со счетов плательщиков во вторую очередь.

Возникает естественный вопрос: на основании какого исполнительного документа пеня может быть взыскана указанными предприятиями? Анализ законодательства не дает пока точного ответа. Разве что если попытаться отнести перечисленные в Указе N 546 предприятия к государственным органам, а их решения соответственно к постановлениям этих органов и должностных лиц в части имущественных (экономических, финансовых) взысканий. Тогда к представляемому в банк платежному требованию, содержащему надпись "Без акцепта", следовало бы прикладывать и соответствующее постановление взыскателя с подписью и печатью.

Можно предложить еще более радикальный способ решения данной проблемы, а именно: признать Указ N 546 исполнительным документом. Самым что ни на есть. Приложил к платежному требованию Указ и взыскивай себе на здоровье пеню за неоплаченную электрическую и тепловую энергию. Правда, здесь может возникнуть загвоздка. Согласно все той же Инструкции о банковском переводе платежное требование при безакцептной форме инкассо должно представляться в банк вместе с подлинным исполнительным документом или его дубликатом. Так что придется взыскателю проявить изрядную смекалку, чтобы раздобыть подлинный экземпляр нужного Указа или, на худой конец, его дубликат.

Существует по данному вопросу еще одна позиция. Согласно действующей в Беларуси иерархии нормативных правовых актов Указ имеет большую юридическую силу, чем кодекс или другой закон, за исключением совершенно утопичной ситуации, когда полномочия на издание Указа были бы предоставлены законом. Таким образом, Указ N 546, как акт более высокой юридической силы, чем Банковский кодекс, устанавливает для отдельных лиц право бесспорного взыскания денежных средств безо всяких исполнительных документов. Такие вот особенности, так сказать национального нормотворчества.

В ряду аналогичных особенностей помимо перечисленных стоит и Указ Президента от 2000-03-10 г. N 124 "О направлении представителей банков в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов в иностранной валюте и договоров залога". Указ предоставляет самим банкам право взыскивать в бесспорном порядке с текущих счетов кредитополучателей и их обособленных структурных подразделений и поручителей средства в иностранной валюте в счет погашения кредитов в иностранной валюте.

Одним словом, проблема бесспорного списания средств со счетов плательщиков пока существует и требует скорейшего решения. А пока банки, как это уже вошло в правило, остаются между двух огней. С одной стороны, Указ нельзя нарушить, с другой -- закон. Вот и действуют, кто во что горазд, полагаясь на свой уровень гражданского правосознания.
г.Брест
 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by