$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Споры на платных километрах©

17.12.2013

В Беларуси до конца 2013 г. в республиканский бюджет поступит порядка 400 млрд. Br за пользование платными дорогами, сообщил на круглом столе в Минске начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Евгений РОКАЛО.

Такой объем выручки соответствует прогнозам Минтранса. Ее составили поступления от 150 тыс. пользователей, чей транспорт был зарегистрирован электронной системой сбора платы BelToll за проезд по платным дорогам с 1.08.2013 г.

Транспортное ведомство в целом удовлетворено работой системы, созданной в соответствии с Указом Президента от 27.09.2012 № 426. Документ предписывает взимать деньги за проезд по участку платной автодороги в сумме, равной произведению тарифа платы за 1 километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности участка. Эту математическую формулу, согласно пояснениям, хорошо усвоили электронные устройства, предоставленные РУП «Белавтострада» австрийским инвестором «Kapsch TrafficCom AG», не создавая проблем для дисциплинированных пользователей BelToll. Таких пользователей — 98–99%, т.е. абсолютное большинство, подчеркнул Е.Рокало.

Остальные 1–2% пользователей не доверяют электронной системе и жалуются на неправильный учет нахождения транспортных средств на платных дорогах. Технический оператор BelToll ИООО «Капш Телематик Сервисиз» претензии автовладельцев на системную необъективность учета отвергает. «Для каждого пользователя дороги нарушения являются индивидуальными», — уверяет менеджер компании Сергей Бурый. Этот вывод сделан по итогам рассмотрения жалоб в первые 4 месяца. Оператор обещает и далее продолжить работу с претензиями как отдельных водителей, так и организаций.

В том, что электронный механизм BelToll работает в соответствии с заданным алгоритмом, системных сбоев нет, а жалобы вызваны человеческим фактором, уверены и в ГУ «Транспортная инспекция» Минтранса. Этому учреждению Указом № 426 поручено помогать «Белавтостраде» взимать деньги за проезд по платным дорогам при фиксации факта неоплаты или неполной оплаты, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, использования такого устройства, не предназначенного для данного автомобиля либо его соответствующей категории, или использования неработающего или неисправного устройства оплаты.

Транспортная инспекция сталкивается с указанным «букетом» нарушений в массовом порядке. Всего за время коммерческой эксплуатации дорог их зарегистрировано около 180 тыс. Примерно половина нарушений произошла в августе, но в последующие месяцы они пошли на убыль, сообщил начальник ГУ «Транспортная инспекция» Леонид Лемеш. Статистика также свидетельствует, что около 83 тыс. нарушений совершили иностранцы, остальные — отечественные пользователи.

Такая недисциплинированность карается финансовыми санкциями. Правда, общую сумму штрафов, как уплаченную, так и «набежавшую» за истекший период, представители Минтранса не назвали. Вероятнее всего, ее размер внушителен, поскольку в транспортном ведомстве родилась и уже начала реализовываться иде©©©©©©я своеобразной амнистии. «Есть нарушения, когда суммы платы в увеличенном размере очень большие, и мы понимаем, что это может довести малое предприятие до банкротства, поэтому готовы одноразово сделать шаг навстречу, — проинформировал Е.Рокало. — Бывает, эти суммы доходят до 10–20 тыс. EUR. Теперь речь идет об уменьшении их в несколько раз».

В настоящее время Минтранс разрабатывает проект нормативного правового акта об амнистии. Планируется, что она будет разовой и распространится не на все виды нарушений. Ведь есть случаи, когда пользователи до сих пор не зарегистрировались в системе BelToll и не приобрели бортовое устройство. «Они высказывают полное игнорирование установленного государством порядка, что является грубым нарушением, и подход к ним будет другой», — подчеркнул Е.Рокало. Кроме того, в готовящийся документ закладывается идея о возврате уже уплаченных пользователями штрафов.

В 2014 г. протяженность платных автодорог в Беларуси увеличится — к уже имеющимся 815 км прибавится еще порядка 350 км. В настоящее время известно, что с 1 января система BelToll охватит участок автомагистрали М4, в результате чего весь проезд от Минска до Могилева станет платным. С 1 июля к системе подключат участок реконструируемой в настоящее время автодороги М5 (Минск–Гомель). Платную сеть планируется расширять также за счет участков на гродненском и витебском направлениях по мере их реконструкции с доведением до параметров автодорог I категории, требующей, в частности, наличия как минимум 4 полос движения (по 2 в каждом направлении).

Вырученные средства, по словам Е.Рокало, предполагается направить на строительство и ремонт отечественной дорожной сети. В 2014 г. на эти цели, согласно расчетам Минтранса, требуется примерно 6–7 трлн. Br. Сборы с помощью системы BelToll закроют около 20% этой потребности.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях