$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Спорный закон

29.08.2008

Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», разработанный по инициативе депутата Ольги Абрамовой (от 16.07.2008 № 405-З, вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования), не вызвал особого энтузиазма у причастных к его исполнению министерств и ведомств.

Он добавил им бумажной работы. Министерство торговли, например, уже готовит новое постановление о порядке проведения экспертизы, в котором, по словам начальника управления защиты прав потребителя и контроля за рекламой этого ведомства Ирины Барышниковой, будут затронуты и вопросы экспертизы качества ЖКХ.

И.Барышникова считает, что интересы граждан были соблюдены и в рамках Закона «О защите прав потребителей». «Отсутствие в нем непосредственных ссылок на услуги ЖКХ не означало, что его нормы не касались этой сферы, — отметила она. — Это закон общего действия, а услуги ЖКХ не отличаются от остальных, оказываемых потребителю. Он применим во всех сферах, где возникают взаимоотношения между субъектами хозяйствования и гражданами. Например, в туризме, долевом строительстве, в сфере банковских услуг. Не изменился и алгоритм взаимоотношений поставщика услуги и потребителя. В новом Законе лишь более четко прописаны пути разрешения споров в досудебном порядке».

Похожее мнение и в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства. Начальник отдела эксплуатации жилищного фонда этого ведомства Михаил Колосов также отмечает, что появление Закона потребовало разработки целого ряда внутриведомственных документов. Он считает, что новый документ вполне можно было бы заменить разделом в Законе «О защите прав потребителей». По его словам, спорные вопросы и ранее решались в судебном порядке. Если внимательно прочитать практически любой договор между собственником — нанимателем жилья и эксплуатационной организацией, то там можно найти пункты, в соответствии с которыми есть возможность добиться защиты собственных интересов через суд. Впрочем, таким путем шли немногие. М.Колосов высказал опасение, что граждане по-прежнему будут чаще обращаться не в суды, а в органы исполнительной власти, как это практиковалось ранее.

По его мнению, новый Закон принесет больше пользы лишь в том случае, если поможет перевести взаимоотношения между потребителями услуг и их поставщиками на новый уровень. Он пояснил, что сегодня в стране более 85% жилого фонда находится в разных формах частной собственности. Но ни платить, ни отвечать за то, что находится за дверями квартир, граждане не хотят. Поэтому наряду с широкими правами товариществам собственников и застройщикам необходимо делегировать и часть ответственности, в т.ч. материальной, за содержание жилья. И такая ответственность в новом Законе уже предусмотрена. Но это, по словам М.Колосова, лишь первый шаг в направлении перевода взаимоотношений поставщиков услуг ЖКХ и потребителей в правовое поле. Он считает, что эффект от появления нового Закона можно будет оценить лишь через несколько лет, когда накопится правоприменительная практика.

Сама Ольга Абрамова в необходимости принятого Закона не сомневается. Она считает, что в Законе «О защите прав потребителей» не было четко прописанных прав на получение гражданами информации от жилищно-эксплуатационных организаций. Именно недостаток сведений о том, какие услуги должны оказываться ЖЭСами, и сколько они стоят, порождал лавину жалоб в госструктуры, в т.ч. в Палату представителей. С появлением Закона каждый гражданин сможет самостоятельно выяснить стоимость и периодичность работ, которые обязана проводить жилищно-эксплуатационная организация.

К уже сказанному остается добавить, что новый документ, несмотря на ярко выраженную потребительскую направленность, не решает всех проблем. К сожалению, сфера ЖКХ изобилует многими специфическими барьерами, которые с ходу не преодолеть. К примеру, качество горячей воды непросто определить, даже с помощью компетентной комиссии — ведь подогрев может появиться с ее приходом, а с уходом — исчезнуть.

Эдуард ТРОШИН