$

2.0819 руб.

2.3235 руб.

Р (100)

3.2268 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Резонанс

СПОНСОРАМ РАЗРЕШИЛИ ПОДДЕРЖИВАТЬ ИСКУССТВО

11.03.2011

Несомненно, одним из самых одиозных актов отечественного законодательства является Указ Президента от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300). В то время как в большинстве стран предпринимателей, занимающихся благотворительностью, «холят и лелеют», дают налоговые и иные льготы, в Беларуси эти процессы настолько зарегулированы, что связываться с ними большинству субъектов хозяйствования просто не хочется.

Прежде всего проблемы возникают с целями направления средств. Скажем, непонятно, почему вне закона у нас оказалась спонсорская поддержка практически всех традиционных видов искусств, проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных подобных мероприятий, а также научных исследований, организуемых без участия органов госуправления? Указом № 300 разрешено спонсирование исключительно государственных научно-исследовательских программ. Однако во всех развитых странах научные исследования, в т.ч. фундаментальные, ведутся во многом за счет безвозмездной помощи корпораций.

Недаром отмена Указа № 300 была указана в качестве одного из основных шагов по ликвидации излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами в предложениях членов Консультативно-координационного совещания деловых сообществ к плану мероприятий по реализации Директивы № 4. Причем — безо всяких условий и оговорок.

В плане мероприятий по реализации положений Директивы № 4, который должен быть утвержден постановлением Совмина и Нацбанка, такие оговорки уже появились. Указ № 300 все же думают отменить, правда, почему-то только в III квартале текущего года. Запланировано сохранить (при необходимости) регулирование со стороны Совмина лишь в отношении госорганизаций в случае безвозмездной передачи ими имущества иным лицам в виде благотворительной помощи. Возможно, данную меру, с учетом печальной практики раздачи госимущества после развала СССР направо и налево, и следует считать разумной.

Однако до утверждения (а уж тем более — до реализации) плана мероприятий, похоже, еще далеко. Пока же с некоторой натяжкой маленьким шажком в обозначенном Директивой № 4 направлении можно считать Указ от 28.02.2011 № 77 «О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 и от 26 июля 2005 г. № 339», вступающий в силу с 8.03.2011 г.

Как и прежде, безвозмездная (спонсорская) помощь будет предоставляться безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей в соответствии с Указом № 300, а требование ее предоставления запрещено. В п. 2 Указа № 300, в котором перечислены цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, которые признаны законными, уточнено, что она может быть использована для охраны историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями. Таким образом, поддерживать можно не только кино, но и остальные зрелища, причем упоминание об иных видах искусств позволяет не обделить и служителей тех муз, которые прямо в Указе не названы.

Несколько удивляет исчезновение из Указа № 300 спонсорской поддержки восстановления историко-культурного наследия. Осталась только его охрана. Предполагает ли она и прежнее восстановление? Этот вопрос нуждается в пояснении: неясные или двусмысленные нормы у нас все еще толкуются в пользу субъектов хозяйствования только на бумаге.

Спонсорам также разрешили способствовать проведению олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых не только по решению Президента, Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, но и республиканских органов госуправления. Таким образом, местные власти и отраслевые ведомства тоже смогут претендовать на деньги предприятий, а общественным организациям получить поддержку бизнеса будет по-прежнему сложно.

В завершение отметим, что если реализация положений Директивы № 4 будет и дальше идти таким странным образом, то до заявленных ею целей мы просто не доживем. Другая проблема связана с тем, что во всем мире, в отличие от Беларуси, спонсорство отнюдь не отождествляется с благотворительностью. Если вторая действительно признается безвозмездной передачей средств без каких-либо условий, кроме целевого использования, то спонсорство в большинстве стран мира предполагает выделение средств в обмен на рекламу товаров, услуг или бренда спонсора. У нас же эти понятия объединены, что заставляет предприятия финансировать любые из названных выше мероприятий исключительно за счет чистой прибыли. И возможность получения льготы в размере не более 5% валовой прибыли, переданной бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта или использованной на оплату счетов за приобретенные и переданные им товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 1.2 ст. 140 НК), служит слабым стимулом для предпринимательской щедрости.

Александр ГАНАГО


Макроэкономика: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы