$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СПОНСОРАМ РАЗРЕШИЛИ ПОДДЕРЖИВАТЬ ИСКУССТВО

11.03.2011

Несомненно, одним из самых одиозных актов отечественного законодательства является Указ Президента от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300). В то время как в большинстве стран предпринимателей, занимающихся благотворительностью, «холят и лелеют», дают налоговые и иные льготы, в Беларуси эти процессы настолько зарегулированы, что связываться с ними большинству субъектов хозяйствования просто не хочется.

Прежде всего проблемы возникают с целями направления средств. Скажем, непонятно, почему вне закона у нас оказалась спонсорская поддержка практически всех традиционных видов искусств, проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных подобных мероприятий, а также научных исследований, организуемых без участия органов госуправления? Указом № 300 разрешено спонсирование исключительно государственных научно-исследовательских программ. Однако во всех развитых странах научные исследования, в т.ч. фундаментальные, ведутся во многом за счет безвозмездной помощи корпораций.

Недаром отмена Указа № 300 была указана в качестве одного из основных шагов по ликвидации излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами в предложениях членов Консультативно-координационного совещания деловых сообществ к плану мероприятий по реализации Директивы № 4. Причем — безо всяких условий и оговорок.

В плане мероприятий по реализации положений Директивы № 4, который должен быть утвержден постановлением Совмина и Нацбанка, такие оговорки уже появились. Указ № 300 все же думают отменить, правда, почему-то только в III квартале текущего года. Запланировано сохранить (при необходимости) регулирование со стороны Совмина лишь в отношении госорганизаций в случае безвозмездной передачи ими имущества иным лицам в виде благотворительной помощи. Возможно, данную меру, с учетом печальной практики раздачи госимущества после развала СССР направо и налево, и следует считать разумной.

Однако до утверждения (а уж тем более — до реализации) плана мероприятий, похоже, еще далеко. Пока же с некоторой натяжкой маленьким шажком в обозначенном Директивой № 4 направлении можно считать Указ от 28.02.2011 № 77 «О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 и от 26 июля 2005 г. № 339», вступающий в силу с 8.03.2011 г.

Как и прежде, безвозмездная (спонсорская) помощь будет предоставляться безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей в соответствии с Указом № 300, а требование ее предоставления запрещено. В п. 2 Указа № 300, в котором перечислены цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, которые признаны законными, уточнено, что она может быть использована для охраны историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями. Таким образом, поддерживать можно не только кино, но и остальные зрелища, причем упоминание об иных видах искусств позволяет не обделить и служителей тех муз, которые прямо в Указе не названы.

Несколько удивляет исчезновение из Указа № 300 спонсорской поддержки восстановления историко-культурного наследия. Осталась только его охрана. Предполагает ли она и прежнее восстановление? Этот вопрос нуждается в пояснении: неясные или двусмысленные нормы у нас все еще толкуются в пользу субъектов хозяйствования только на бумаге.

Спонсорам также разрешили способствовать проведению олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых не только по решению Президента, Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, но и республиканских органов госуправления. Таким образом, местные власти и отраслевые ведомства тоже смогут претендовать на деньги предприятий, а общественным организациям получить поддержку бизнеса будет по-прежнему сложно.

В завершение отметим, что если реализация положений Директивы № 4 будет и дальше идти таким странным образом, то до заявленных ею целей мы просто не доживем. Другая проблема связана с тем, что во всем мире, в отличие от Беларуси, спонсорство отнюдь не отождествляется с благотворительностью. Если вторая действительно признается безвозмездной передачей средств без каких-либо условий, кроме целевого использования, то спонсорство в большинстве стран мира предполагает выделение средств в обмен на рекламу товаров, услуг или бренда спонсора. У нас же эти понятия объединены, что заставляет предприятия финансировать любые из названных выше мероприятий исключительно за счет чистой прибыли. И возможность получения льготы в размере не более 5% валовой прибыли, переданной бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта или использованной на оплату счетов за приобретенные и переданные им товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 1.2 ст. 140 НК), служит слабым стимулом для предпринимательской щедрости.

Александр ГАНАГО