$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СПИСОК - НЕ ДОГМА,©

28.04.2015

а инструмент управления госимуществом

Предложение по приватизации в этом году 64 предприятий не исключает изменения формы собственности других объектов — если это будет целесообразно и найдутся инвесторы. Такое мнение в интервью «ЭГ» высказал председатель Государственного комитета по имуществу Андрей ГАЕВ.

— Андрей Анатольевич, по какому принципу отбираются предприятия, включаемые в списки на приватизацию?

— В соответствии с подходами к приватизации, определенными главой государства, могут быть рассмотрены различные предложения инвесторов о приватизации любого предприятия. Перечень видов госимущества, которое не может быть приватизировано в силу своего функционального назначения, определен Законом от 15.07.2010 № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства».

Сегодня объектами приватизации являются преимущественно государственные пакеты акций хозяйственных обществ. Государственные унитарные предприятия, которые могут быть потенциально приватизированы, в основном преобразуются в открытые акционерные общества.

Поступающие в Госкомимущество обращения инвесторов рассматриваются специально созданной комиссией с участием всех заинтересованных лиц. По результатам рассмотрения готовятся предложения о целесообразности подготовки проектов решений Президента о приватизации. В случае принятия главой государства положительного решения инвестор информируется Госкомимуществом об условиях и сроках проведения торгов (аукционов, конкурсов).

В целях исследования спроса и поиска потенциальных инвесторов, активизации процесса приватизации на основании подходов возможности и целесообразности Госкомимущество ежегодно совместно с уполномоченными госорганами, облисполкомами, Мингорисполкомом формирует предложения для проведения работ по приватизации конкретных предприятий. Сведения о них размещаются на официальном сайте ГКИ, Национального агентства инвестиций и приватизации, направляются в МИД для распространения через белорусские посольства за рубежом.

Такие предложения в 2015 г. включают 61 хозяйственное общество и 3 малых республиканских унитарных предприятия (с указанием способов и предварительных условий продажи). Приобрести можно республиканские пакеты акций акционерных обществ как с «неконтрольной» долей государства (преимущественно для продажи на аукционе), а также с долей государства более 50%. Такие пакеты предлагаются для продажи по конкурсу на условиях привлечения средств инвесторов для развития и модернизации, сохранения и создания новых рабочих мест, роста зарплаты, наращивания объемов производства. Но важно понимать, что эти предложения — не догма. Они не исключают приватизации иных объектов.

— Несколько лет назад заявлялось, что составление списков предприятий, подлежащих приватизации, не требуется. Почему сейчас вернулись к составлению списков?

— Наличие этих «списков» расценивается международными рейтинговыми агентствами как официальный факт, подтверждающий наличие приватизационных процессов, структурных преобразований в экономике.

— Можно ли рассчитывать, что найдутся желающие приобрести предприятия, имеющие значительные убытки и долги?

— Отечественное законодательство предусматривает ряд мер стимулирования в приобретении предприятий, имеющих долги и убытки. Есть возможность их продажи по льготной либо символической цене. При этом инвестору могут устанавливаться льготы и преференции, если он, в свою очередь, готов взять на себя выполнение финансовых обязательств подобного убыточного предприятия и обеспечить его безубыточную деятельность в дальнейшем.

В частности, согласно законодательству начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса, имеющего численность работников до 100 человек (малого предприятия), у которого задолженность по финансовым обязательствам на дату определения оценочной стоимости равна балансовой стоимости активов или превышает ее, при продаже по конкурсу составляет одну базовую величину на день проведения конкурса. Льготный режим продажи таких предприятий определен Указом от 25.02.2008 № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций».

В порядке, установленном Указом № 113, были проданы 4 убыточных коммунальных предприятия с общей суммой финансовых обязательств — 18,7 млрд. Br и убытками — 1,9 млрд. Их приобретателями в настоящее время погашены неисполненные обязательства этих предприятий, практически вдвое увеличено количество рабочих мест, выросли объемы производства.

Так, например, в 2009 г. по конкурсу за 325 млн. Br ООО «Марк Формэль» продано предприятие КУП «Узденская швейная фабрика» как имущественный комплекс, которое было убыточным с 2005 г. Численность работающих на дату продажи этого предприятия составляла 76 человек, общая сумма финансовых обязательств — 773,6 млн. Br, убыток — 129,6 млн. В настоящее время обеспечена производственная деятельность предприятия, неисполненные обязательства погашены полностью, в согласованные сроки реализуется инвестпроект по организации производства трикотажной одежды. Численность работающих увеличилась более чем втрое, создается торговая сеть для дальнейшего развития. В 2012 г. ООО «Марк Формэль» приобрело еще одно предприятие как имущественный комплекс — КУП «Заславская картонажно-полиграфическая фабрика», на котором организовано производство чулочно-носочных изделий.

Учитывая положительный опыт и наличие предприятий, неплатежеспособность которых приобретает либо имеет устойчивый характер и на поддержание деятельности которых направляются средства господдержки, Госкомимуществом проводится работа по активизации процесса продажи таких объектов. В качестве потенциальных покупателей просматриваются, в первую очередь, заинтересованные в создании собственного бизнеса на базе государственного имущества, а также профильные инвесторы (бизнес-партнеры), имеющие собственную товаропроводящую сеть, сырьевую базу.

Кроме того, в целях недопущения процедуры банкротства в отношении неплатежеспособных предприятий госсектора на раннем этапе убыточности Госкомимуществом планируется внедрять в практику и развивать альтернативные приватизации механизмы государственно-частного партнерства путем передачи госпакетов акций хозобществ и предприятий как имущественных комплексов ГУПов в доверительное управление, а имущественных комплексов — в долгосрочную аренду. Полагаем, что эти механизмы будут интересны, прежде всего, инвесторам, не имеющим достаточных средств на приватизацию, однако обладающим квалифицированным кадровым потенциалом.

— В Беларуси широко практикуется оказание предприятиям государственной поддержки, одним из условий которой является передача государству акций на сумму выделенной помощи. Получает ли государство в дальнейшем отдачу от таких инвестиций?

— Сегодня государственная политика направлена на максимальное сокращение господдержки. В тех случаях, когда она оказывается, акции дополнительного выпуска, полученные государством, могут быть использованы как инструмент привлечения инвестиций в качестве объекта приватизации, предмета залога и доверительного управления.

Для того чтобы существенно снизить расходы бюджета, связанные с оказанием мер господдержки, Госкомимущество предпринимает ряд мер, направленных на активизацию процесса приватизации, продажи, прежде всего, убыточных и неплатежеспособных субъектов в целях привлечения средств инвесторов в их развитие.

— Закон о бюджете предполагает, что более эффективное использование госимущества принесет в казну на 40% больше, чем в прошлом году, — 12,9 трлн. Br. Особая надежда на дивиденды — их прирост утвержден на 47,4%, на сумму 11,2 трлн. Br, это, в принципе, выше, чем прогноз суммы налога на прибыль. За счет чего возможно выполнение таких планов?

— Программой деятельности Правительства на 2015 год, утв. постановлением Совмина от 18.02.2015 № 110, предусмотрены меры, направленные на повышение отдачи от использования госимущества, включая принадлежащие государству акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ. В частности, в качестве основных задач определены внедрение и развитие наиболее эффективных методов управления госимуществом, сокращение вмешательства государства в оперативную деятельность предприятий, развитие механизмов корпоративного управления. Полагаем, что последовательная реализация этих мер позволит уже в этом году повысить отдачу от государственных активов.

Органы, осуществляющие владельческий надзор в хозяйственных обществах с долей Республики Беларусь, будут вести мониторинг того, насколько усилены меры в области реализации дивидендной политики хозяйственных обществ. Этот вопрос будет ежеквартально рассматриваться в Госкомимуществе с оценкой эффективности проводимой работы.

— Можно ли рассчитывать, что акции приватизированных предприятий появятся на фондовом рынке?

— Сегодня Госкомимуществом подготовлены предложения по продаже в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» республиканских пакетов акций ряда хозяйственных обществ, доля Республики Беларусь в уставных фондах которых составляет менее 25%. Предложения находятся в процедуре согласования, в случае их принятия акции появятся на белорусском фондовом рынке в этом году.

— Бизнес-союзы предлагают в числе антикризисных мер вовлечение в полноценный коммерческий оборот земли и активов государственных предприятий путем продажи их за белорусские рубли. Возможно ли это в ближайшее время?

— Работа по продаже неиспользуемого и неэффективно используемого в хозяйственной деятельности госимущества, а также продаже добросовестным арендаторам арендованного более 3 лет госимущества проводится на плановой основе. В 2014 г. продано 736 таких объектов, проведено свыше 4 тыс. аукционов, на которые для продажи были предложены все запланированные неиспользуемые объекты недвижимости. Этот процесс существенно активизировался. Так, если в 2013 г. арендаторам продано 170 объектов на сумму 112,9 млрд. Br, то в 2014-м — 291 на сумму 409,8 млрд. Br.

К тому же земельные участки, находящиеся в частной собственности или аренде с внесением платы за право заключения соответствующего договора, могут вовлекаться в коммерческий оборот. Напомню, что в соответствии со ст. 12 Кодекса о земле негосударственным юрлицам РБ земельные участки, находящиеся в госсобственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона либо без его проведения. Перечень оснований, по которым земельные участки предоставляются без проведения аукционов, определен п. 6 Указа от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Предоставление участков производится по их кадастровой стоимости, действующей на дату подачи заявления заинтересованного лица, исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Нацбанком на дату подачи заявления.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть предметом договоров купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки и переходить по наследству в соответствии с гражданским законодательством. Свои преимущества для субъектов хозяйствования есть у аренды земельных участков: ее срок может быть до 99 лет (ст. 17 Кодекса о земле). Право заключения договора аренды земельного участка может быть вовлечено в гражданско-правовой оборот, то есть: возможна сдача арендованных участков в субаренду, передача арендаторами своих прав и обязанностей по договорам аренды другим лицам. Возможны также залог права аренды и его внесение в качестве вклада в уставные фонды хозяйственных обществ и товариществ. Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях