Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
146.98
Серебро:
1.74
Платина:
74.8
Палладий:
160.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Списания долгов НЕ БУДЕТ

Но помощь в их погашении государство окажет
Но помощь в их погашении государство окажет

Долги казне существуют, наверное, столько, сколько существует само государство. В каждой стране есть свой опыт "работы по их ликвидации".

Республика Беларусь с проблемой налоговой задолженности столкнулась уже на начальном этапе рыночных преобразований, когда за счет высокого налогового пресса государство в относительно короткие сроки пыталось аккумулировать значительный объем финансовых средств. Так, в 1993г. задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды составляла около 30% от плана их доходов. В дальнейшем по мере стабилизации экономики и снижения налогового бремени величина задолженности постепенно сокращалась.

По состоянию на 1 января текущего года задолженность по платежам в казну составила 218,7 млрд. руб., или чуть более 3% от годового плана доходов. При этом 35,7% этой суммы приходится на НДС, 24% -- на оборотные налоги, 12,2% -- на акцизы.

Уровень задолженности, сложившийся в Беларуси, характерен и для большинства стран с устоявшимися фискальными традициями и отлаженной системой государственного налогового контроля, таких как Германия, Австрия, Великобритания, США и т.д. На постсоветском пространстве задолженность несколько выше: в Украине -- 17--18% от годового бюджета, в Казахстане -- 43--44%, в России она и вовсе сопоставима с доходами федерального бюджета.

Отметим, что основной рост задолженности дают государственные и приравненные к ним предприятия, причин чему много.

Сегодня налоговая практика содержит богатый арсенал административных и экономических рычагов, направленных на взыскание задолженности и недопущение ее дальнейшего роста. В частности, в Общей части Налогового кодекса РБ в качестве административных мер предусмотрено наложение принудительного взыскания на наличные и безналичные денежные средства, дебиторскую задолженность, имущество плательщика. Однако принудительное взыскание направлено на погашение уже образовавшейся задолженности и не носит превентивного характера. Поэтому для предупреждения роста налоговых долгов практически во всех странах используются экономические инструменты, направленные на активизацию деловой активности плательщика и усиливающие его мотивацию к добровольному и своевременному исполнению налоговых обязательств: индивидуальные налоговые льготы и кредиты, отсрочки, рассрочки, нормативное распределение выручки, списание задолженности по платежам в бюджет.

Индивидуальные налоговые преференции у нас уже прочно вошли в практику. Только в 2002г. сумма индивидуальных налоговых льгот и кредитов составила 146,4 млрд.руб., что на 7,3% выше уровня 2001г. Такой прирост был вызван увеличением объема льгот (на 21,8%) и одновременно некоторым сокращением кредитов (на 6,8%). Вместе с тем широкомасштабное использование таких мер государственной поддержки приводит не только к неэффективному распределению ограниченных финансовых ресурсов государства, нарушает действие конкурентных рыночных механизмов, но и провоцирует иждивенческие настроения среди самих льготополучателей, для которых "выбивание" очередных налоговых преференций становится основным способом решения текущих финансовых проблем.

Поэтому весьма актуальным стало принятие Декрета Президента "Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 2002-04-19г. N 11, который упразднил предоставление таких льгот субъектам предпринимательства и регламентировал иные формы государственной финансовой поддержки (изменение установленного законодательством срока уплаты налогов, нормативное распределение выручки).

К тому же в соответствии с Указом Президента от 2002-04-15г. N 207 "О некоторых видах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и уточнении отдельных показателей бюджета Республики Беларусь на 2002 год" государственная финансовая поддержка субъектам предпринимательства может быть оказана в форме целевых субсидий и средств на финансирование капитальных вложений.

Кроме предоставления индивидуальных налоговых льгот и кредитов в качестве экономического инструмента управления задолженностью может применяться ее полное или частичное списание. Вместе с тем к такому методу надо подходить крайне осторожно, о чем наглядно свидетельствует опыт Украины, где в апреле 2001г. была списана вся задолженность по платежам в бюджет. Указанная мера позволила лишь одномоментно устранить накопившуюся задолженность, затем наблюдался ее лавинообразный рост. Более того, была подорвана мотивация к добровольному исполнению налоговых обязательств, и в конечном итоге в проигрыше оказались наиболее добросовестные плательщики.

Привлекательнее смотрится опыт России, которая дала субъектам предпринимательства право реструктуризировать долг перед бюджетом. Принять участие в реструктуризации мог практически любой плательщик, своевременно и в полном объеме уплачивающий текущие платежи и соблюдающий график погашения задолженности. При досрочном ее погашении пеня и финансовые санкции списывались. Российские плательщики активно воспользовались предоставившимися возможностями.

Учитывая российскую практику, в Беларуси принят Указ Президента от 2003-01-23г. N 36 "О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местный бюджет и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей".

В соответствии с данным Указом всем юридическим лицам, начиная с даты вступления Указа в силу (2 марта 2003г.), может быть предоставлена отсрочка погашения числящейся на 1.01.2003г. задолженности по налогам и платежам в бюджет и ФСЗН, а также по экономическим санкциям и пеням на срок до 1.01.2004г. Плата за предоставление такой отсрочки взиматься не будет.

При этом важным условием дальнейшего участия в реструктуризации является отсутствие у юридического лица на период действия отсрочки задолженности по подлежащим уплате текущим платежам в бюджет и ФСЗН по состоянию на 1-е число каждого квартала. То есть, если по состоянию на начало любого из кварталов текущего года плательщик допустит увеличение задолженности по сравнению с ее уровнем на 1.01.2003г., то он утрачивает право на участие в реструктуризации. На этот момент обратим особое внимание, поскольку сразу после публикации Указа отдельные налогоплательщики восприняли это как "сигнал к действию" и стали наращивать долги перед казной в надежде на их последующую льготную реструктуризацию.

В дальнейшем для тех, кто примет участие в реструктуризации, отсроченная задолженность будет погашаться в течение 5 лет ежеквартально равными частями в соответствии с графиками погашения задолженности, утверждаемыми инспекциями МНС и территориальными органами Фонда. При этом принявшие участие в такой рассрочке юридические лица должны уплачивать проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования НБ, что в два раза меньше предусмотренного законодательством размера пени за несвоевременное внесение платежей в бюджет. Для производителей сельскохозяйственной продукции предусмотрен еще более низкий размер процентов за рассрочку -- 1/5 ставки рефинансирования. При этом на период действия отсрочки (рассрочки) к должникам не будут применяться меры принудительного взыскания задолженности, приостанавливается начисление пени и, что особенно важно, по мере погашения рассроченной задолженности по налогам и платежам в ФСЗН будет списываться отсроченная задолженность по экономическим санкциям и пеням.

В случае несоблюдения условий своевременной уплаты текущих платежей право на участие в реструктуризации задолженности утрачивается и на суммы задолженности по налоговым платежам в бюджет и ФСЗН возобновляется начисление пени в соответствии с законодательством. Вместе с тем это право может быть восстановлено в случае полного погашения образовавшейся задолженности с учетом начисленных пеней и выполнения графика погашения рассроченной задолженности.

Таким образом, предлагаемый механизм реструктуризации предъявляет достаточно жесткие меры к бюджетной дисциплине плательщиков и по своей сути далек от понятия налоговой амнистии. Поэтому налогоплательщикам не стоит надеяться, что принятый порядок реструктуризации станет очередным массовым списанием долгов перед казной.

Преимущества такого механизма реструктуризации по сравнению с мерами принудительного взыскания задолженности очевидны. И для руководителей субъектов хозяйствования было бы серьезной стратегической ошибкой не использовать этот уникальный шанс по обеспечению нормализации своих взаимоотношений с бюджетом и финансовому оздоровлению предприятий.