Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6187
EUR:
2.9575
RUB:
3.3342
Золото:
154.55
Серебро:
1.99
Платина:
85.96
Палладий:
183.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Специфика и нюансы белорусского консалтинга

Одним из проявлений рыночных преобразований в Беларуси стало выделение интеллектуальных услуг в особую отрасль -- консалтинг, которая за последние 10-12 лет стала реальностью, хотя и не достигла столь бурных успехов, как у соседей.
Одним из проявлений рыночных преобразований в Беларуси стало выделение интеллектуальных услуг в особую отрасль -- консалтинг, которая за последние 10-12 лет стала реальностью, хотя и не достигла столь бурных успехов, как у соседей.

Много ли в нашей стране консультантов и сколько они зарабатывают -- тема малоизученная. Если аудиторы имеют свою статотчетность, то консалтинг (управленческий, ИТ, оценка и другие) отдельно от прочих услуг официальная статистика пока не отслеживает. Если журнал "Эксперт" уверенно называет сумму выручки 150 крупнейших консалтинговых фирм России -- 16 млрд. RUВ в 2003г. (без аудита), то у нас емкость рынка этих услуг, по мнению разных экспертов, колеблется от 4,5 до 10 млн. USD в год. Оценка весьма приблизительная. Легенды о "фантастических" доходах в этой сфере вызывают у одних желание в нее влиться, учиться и работать, у других -- монополизировать, упорядочить, контролировать.

С другой стороны, те, кто позиционируют себя как консалтинговые фирмы, не спешат раскрывать свои достижения. Более чем скромно представлены наши специалисты и в справочнике "Консалтинг и аудит в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье".

Попытки провести точное исследование рынка отечественного консалтинга пока не увенчались успехом. Такая непрозрачность не украшает этот (да и любой другой) вид деятельности, не позволяет определить его проблемы и пути их решения.

Сегодня мы знакомим читателей с теми представителями белорусского консалтинга, которые откликнулись на вопросы "НЭГ", расскажем о некоторых тенденциях развития этой сферы услуг в нашей стране.

*   *   *
 
Каков рынок -- таковы и услуги

Компания "БелоргКонсалт", образованная в 1996г. на базе исполнительной дирекции Белорусского союза консультантов, известна разработкой более двухсот проектов, по результатам которых предприятия страны привлекли около 520 млн.USD инвестиций. Директор "Белорг-Консалт" Виктор НОВИКОВ для читателей "НЭГ" комментирует ситуацию на белорусском рынке консалтинговых услуг.

-- Виктор Дмитриевич, каков спрос на консультационные услуги? Что можно сказать об их разнообразии и качестве? Как за последние три года изменилась деятельность вашей компании?

-- В последние несколько лет трудно оценить состояние рынка как устойчивый рост или спад, и то, и другое наблюдается эпизодически. Когда предприятие впадает в катастрофическое, убыточное положение, находится на грани банкротства -- тогда обращения к внешним консультантам возрастают. Спрос также активизируется, когда на государственном уровне принимаются авральные решения (например, срочная приватизация нефтехимических предприятий, госпрограмма поддержки производителей и переработчиков сельхозпродукции и пр.). Рост числа консалтинговых компаний заметен, но профессиональный уровень консультантов очень низок, в основном это молодежь без практического опыта. Центры поддержки малого бизнеса убыточны, специалистов высокого уровня единицы.

Мы больше работаем со "старыми" клиентами, в основном это крупные предприятия. В последние годы возросло количество заказов на разработку консалтинговых проектов со стороны иностранных фирм, заинтересованных в разработке и экспертизе инвестиционных проектов, маркетинговых исследований, создании СП, изучении законодательства. В целом, консалтинг в нашей стране -- вялотекущий, что полностью соответствует степени рыночных преобразований, осуществленных в стране.

-- За рубежом растет спрос на услуги инвестиционного консультирования, антикризисного управления, у нас тенденции другие?

-- Да! И это связано с результативностью. Ведь инвестор смотрит не только проект, он учитывает особенности предприятия, уровень его менеджмента, тенденции в отрасли, макроэкономический фон и страновые риски. Только после комплексного анализа всех факторов им принимается решение об инвестировании. А выбор у инвестора по миру большой (КНР, Латинская Америка, Центральная и Восточная Европа). Поэтому у нашей страны есть мотив стремиться создавать условия для бизнеса лучше, чем в соседних странах, совершенствовать законодательство комплексно и целенаправленно. А то бывает, что одним документом улучшаем инвестиционный кодекс, а другим -- тут же вводим "золотую акцию"...

-- На российском рынке активно предъявлен спрос на разработку стратегий и услуг по реструктуризации. Такие заказы от белорусских предприятий -- большая редкость?

-- Отсутствие долгосрочного стратегического планирования на предприятиях, пожалуй, главная причина всех проблем в их развитии и развитии экономики Беларуси в целом. Большинство субъектов живут лишь сегодняшним днем, озаботившись исключительно выполнением доведенных (не очень обоснованных) прогнозных показателей. Максимум, что делается -- разрабатываются бизнес-планы на год. А вот в Японии, например, никого не удивишь разработкой программ развития фирмы на 200 лет, которые корректируются в процессе мониторинга.

Мы апробировали собственную уникальную методику разработки Программ стратегического развития предприятий на основе модернизованной модели и системы показателей Ваlаnсеd Sсоrесаrd. Сбалансированная модель Ваlаnсеd Sсоrесаrd успешно работает в 402 компаниях из 500 известнейших в мировом рейтинге. Нами подобная программа разрабатывалась для ОАО "Мозырский НПЗ" и разрабатывается на период до 2010г. для ОАО "Лакокраска" (Лида).

-- В каких отраслях больший спрос на консалтинговые услуги?

-- Девяносто процентов клиентов -- это предприятия промышленности.

-- Что побуждает белорусские предприятия обращаться за помощью к внешним консультантам?

-- Причины разные: получение банковских кредитов и оформление лизинга, поиск инвестора, создание СП, решения о санации или банкротстве, проблемы с реализацией произведенной продукции (в основном из-за высокой себестоимости и низкого качества), желание получить преференции от государства, минимизация затрат и т.п.

-- Насколько востребовано маркетинговое консультирование, отчего специалисты предприятий порой беспомощны перед задачей исследования товарных рынков?

-- Маркетинг -- это основа всего. В отделах маркетинга белорусских предприятий преобладают, в основном, функции отдела сбыта и полностью отсутствует исследовательская и аналитическая работа. А ведь именно маркетологи должны предъявлять обоснованные требования к производимой продукции, ее качеству, количеству, упаковке, уметь прогнозировать деятельность конкурентов на рынке и т.д. В конечном плане эти специалисты определяют стратегию и политику развития предприятия. Маркетолог должен быть вторым лицом после директора на любом предприятии. Ведь сегодня уже всем понятно, что продать труднее, чем произвести.

-- Обращаются ли за консультированием по общему управлению (менеджмент -консалтингу) директора госпредприятий? С какими проблемами, задачами?

-- Это большая редкость. Руководители часто "стесняются" консультирования. В большинстве случаев мы сами предлагаем более совершенную оргструктуру управления предприятием при разработке проектов, при создании нового производства или СП. Если директор проявляет инициативу, он всегда ощущает эффективность наших рекомендаций. Ведь нами накоплен очень большой опыт: с решением управленческих задач и проблем мы сталкиваемся постоянно, т.к. почти каждый месяц работаем с новыми заводами. К сожалению, невысок спрос на консультирование в области управленческого учета, реинжиниринга и оптимизации бизнес-процессов, которые сегодня наиболее востребованы в России.

-- Анализ проблем консультант завершает выработкой рекомендаций, а оказываете ли вы содействие заказчику в их выполнении?

-- Работая с заказчиком 2-3 месяца, невольно ощущаешь, что проект становится совместным, а его успешная реализация определяет удовлетворенность работой наших консультантов. Бывает, сопровождаем проекты годами, например, мебельный проект ИКЕА (Швеция) мы разрабатывали 2 месяца, а сопровождали 4 года, к сожалению, он оказался не реализован в Беларуси (зато успешно запущен в России). Долгосрочное сопровождение после разработки получил и проект создания белорусско-американского СП в Бобруйске, который сейчас реализуется в ОАО "Дедново". Активную помощь оказываем предприятиям (для которых разрабатывали бизнес-планы) в привлечении зарубежных инвестиций, к нам часто обращаются банки, инвесторы в поиске эффективных высокорентабельных и быстро окупаемых проектов.

-- Всегда ли, исповедав свои проблемы внешнему консультанту, предприятие получает советы, которые становятся их конкурентным преимуществом?

-- Консалтинг помогает предприятию зарабатывать управленческую прибыль. И наши рекомендации -- это не просто устные советы, а детальные финансово-экономические расчеты. Это решение многофакторных оптимизационных задач, с учетом возможных рисков, с просчетами множества вариантов и с выбором наилучшего, который принимается как программа действий с конкретными задачами, требуемыми мероприятиями, сроками, затратами на достижение конечных целей или конкурентных преимуществ. Работая совместно с предприятиями, мы еще и обучаем руководителей и менеджеров, передаем накопленный опыт и знания.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА

-----------------------------------
СПРАВКА "НЭГ"

А корни немецкие

Первая консалтинговая фирма в нашей стране была зарегистрирована в Минске в 1992 году. Это было белорусско-германское СП "Григер-Маллисон Инвестмент & Консалтинг". Предприятие занималось разработкой и обоснованием конверсионных инвестиционных проектов для государственных предприятий. Известность ему принесли проекты для ПО "БелОМО", ПО "БелВАР", Витебского ПО "Монолит", маркетинговое исследование для МТЗ. Сегодня на основе этого СП создано несколько белорусских консалтинговых предприятий.

Бурный рост предпринимательской активности сопровождался всплеском спроса на консалтинговые услуги, и к 1995 году на рынке консалтинговых услуг профессионально работало около 28 отечественных компаний.

В целях формирования полноценной, конкурентоспособной консалтинговой отрасли в начале 1996 года по инициативе нескольких фирм было создано республиканское общественное объединение -- Белорусский союз консультантов. Основной задачей "БелСоюзКонсалта" являлась координация деятельности и формирование единой политики в сфере инвестиционно -- консалтинговых услуг. В состав этой организации вошло более тридцати компаний и несколько индивидуальных консультантов по экономике и управлению. Но чем дальше курс развития белорусской экономики стал отдаляться от рыночных стандартов, тем слабее стал спрос на консалтинговые услуги. Тенденция консолидации рынка сменилась распадом.

Сегодня на отечественном рынке консалтинга, по оценке экспертов "Белоргконсалт", осталось не более 10 организаций, которые располагают необходимым опытом и кадрами, чтобы оказывать комплексные услуги по бизнес-планированию, маркетингу, антикризисному управлению и управленческому консультированию. Еще около 300 небольших компаний и индивидуальных предпринимателей специализируются на оказании отдельных услуг (юридическое консультирование, аудиторские услуги, антикризисное управление, рекрутмент и обучение персонала и т.д.).

Предложение консалтинговых услуг охватывает все основные направления (порядка 20-25), которые востребованы отечественным рынком. Это пока далеко до мирового уровня: в перечне Европейского стандарта по качеству -- 84 вида консультационных услуг. Активизация процессов акционирования и приватизации стимулировала бы рост спроса на консалтинг.

Медленно, но верно отечественный бизнес осознает необходимость и полезность профессиональных деловых консультаций, что дает повод оптимистично оценивать перспективы развития консалтинга в Беларуси. Хотя, безусловно, без создания соответствующих рыночных макроусловий не может идти и речи о полноценном развитии этого рынка.