$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ©

11.02.2014

Важным шагом к повышению доступности и оперативности правосудия, соответствию международным нормам и стандартам является специализация в рамках судебной системы. В Беларуси она давно действует в Верховном Суде, в крупных судах — по уголовным и гражданским делам. Для внедрения более узкой специализации следует определиться, где она нужна в судах, а где — в отношении судей.

Концепция совершенствования отечественной судебной системы посредством развития специализации судов была представлена 7 февраля в Минске в рамках заключительной конференции проекта, реализуемого ПРООН и Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета с марта 2012 г. Проект стоимостью 355,4 тыс. USD финансируется Программой развития ООН (ПРООН) и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Экспертную поддержку обеспечивает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Проект призван содействовать совершенствованию судебного законодательства Беларуси, созданию устойчивой, высококачественной основы для систематического и непрерывного улучшения профессиональных навыков судей. За время работы над проектом проведено 7 научно-практических семинаров, издан тематический сборник, включающий 19 статей, разработано 5 учебных программ повышения квалификации судей, уже апробированных в процессе пилотных курсов в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ. На основе программ разработаны учебно-методические пособия.

Цель концепции, над которой работала группа национальных экспертов, перспективное решение актуальных проблем функционирования судебной системы республики и определение основных направлений совершенствования законодательства, отметил заместитель директора Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ Владимир Мороз. По его мнению, компетентное и качественное правосудие зависит от многих факторов, в т.ч. от материально-технического и информационного обеспечения деятельности судов, подбора и подготовки кадров. Одним из основных факторов является судебная специализация. Необходимость применения углубленных, специальных знаний в конкретной области правосудия обусловлена постоянно возрастающими объемами судопроизводства, увеличением массива и сложности законодательства. Соответственно, его правильное применение возможно только при высокой компетентности судей. Кроме того, специализация непосредственно влияет на эффективность правосудия в стране, свидетельствуя об уровне его развитости и функциональности. Поэтому дальнейшее развитие принципа специализации — важное средство совершенствования правосудия, повышения его качества, оперативности и доступности.

Среди задач, решаемых судебной специализацией, — обеспечение дифференциации судебного производства, сокращение его сроков, повышение компетентности и профессионализма судей, обеспечение дополнительных гарантий законности и обоснованности судебного постановления, максимальное приближение суда к населению, улучшение качества отправления правосудия и эффективности судебной защиты прав и свобод человека. При этом судебная специализация и ее дальнейшее развитие должны основываться на таких принципах, как единство судебной системы и задач, решаемых судами, принципах территориальности, исключительной компетенции специализированных судов, соответствия судебной специализации реальным социальным и экономическим условиям.

В числе первоочередных направлений развития судебной специализации, предлагаемых концепцией, В.Мороз назвал специализации по делам, в которых затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних (ювенальная юстиция), в сфере административных правоотношений, в хозяйственном судопроизводстве, дальнейшее развитие апелляционного производства и альтернативных способов разрешения споров.

При развитии судебной специализации важно не только организационно оформиться, но и выработать системный, комплексный и многовекторный подход для достижения новой и качественной ступени правосудия, сделать инновационный скачок в этой сфере и приблизиться к международным стандартам, считает заместитель председателя Верховного Суда Жанна Шкурдюк. Необходимо уделить пристальное внимание кадровой составляющей. Желательно, чтобы судьи по делам различных категорий в дополнение к юридическому имели еще одно образование — педагогическое, финансовое, экономическое.

Заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по законодательству Владимир Черевач, в целом положительно оценивая выводы концепции, отметил, что она не свободна от ряда дискуссионных моментов и недостатков, в т.ч. в части положений, касающихся административной юстиции. Депутат считает, что концепцию следует утвердить нормативным правовым актом или включить в качестве составляющей в единую Концепцию государственной правовой политики, о необходимости разработки которой говорится в решении Конституционного Суда от 21.01.2014 № Р-915/2014 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году».

Заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований Александр Макаревич обратил внимание, что разработанная концепция — единственный научно обоснованный документ, который можно использовать для дальнейшего совершенствования законодательства в сфере судебной специализации. К достоинствам концепции, по мнению А.Макаревича, можно отнести введение в части ювенальной юстиции института заседателей, социально-психологических центров. Главным вопросом административной юстиции остается процессуальное законодательство. А. Макаревич считает, что нынешняя правовая система вполне обеспечивает применение альтернативных способов урегулирования споров. Но чем больше регулируется эта сфера, тем меньше она развивается. Поэтому требовать досудебного урегулирования споров, наверное, не следует. А вот производить разъяснительную работу с целью привлечения граждан к такому способу разрешения споров нужно. А.Макаревич отметил, что концепция не является законодательным актом — она лишь дает пути решения проблемы судебной специализации. По его словам, в настоящее время в НЦЗиПИ разрабатывается проект нового Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, в котором некоторые вопросы судебной специализации будут учтены.

Татьяна АБРАМОВИЧ