Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Специализация - направление прогресса

Наша газета уже писала ("НЭГ" N 33 от 7.05.2004г.) о политике импортозамещения на всех направлениях производства товаров народного потребления, продекларированной правительством Беларуси. По словам первого вице-премьера Владимира Семашко, в первом квартале с.г. она принесла положительные результаты...
Наша газета уже писала ("НЭГ" N 33 от 7.05.2004г.) о политике импортозамещения на всех направлениях производства товаров народного потребления, продекларированной правительством Беларуси. По словам первого вице-премьера Владимира Семашко, в первом квартале с.г. она принесла положительные результаты. Поднятая проблема вызвала большой читательский резонанс. Предлагаемая статья рассматривает ее под новым углом зрения.

Положительное сальдо внешнеторгового баланса формируется в России за счет экспорта сырья и энергоносителей, несмотря на возрастание в структуре импорта доли продукции машиностроения, товаров народного потребления и даже продовольствия. Эксперты такие особенности экономики относят к негативным, как и длительное отрицательное сальдо торгового баланса Беларуси, вызванное снижением доли конкуренто-способного экспорта. Их надо преодолевать, и прежде всего за счет инноваций и прогрессивной технологической структуры экономики.

И здесь возникает вопрос об использовании информационных СALS-технологий. СALS-технологии для производства продукта - это высочайший уровень использования унифицированных узлов и деталей, соответствующих международным стандартам. Это оптимальная кооперация, продвигающая инженерный труд.

Для современного машиностроения характерны технологическая, узловая и подетальная специализации производства и унификация конструктивных элементов продукции. При их использовании количество оригинальных деталей (узлов) сокращается до 20-30%, унифицированных увеличивается до 70-80%. На стадии проектирования экономия составляет от 10 до 30%; на стадии вывода продукта на рынок - от 25 до 70% плюс быстрота выхода на рынок.

В отличие от мировой практики унификация не получила распространения в советском производстве, что привело к созданию замкнутых по технологии гигантов индустрии, изготавливающих для себя всё, начиная от болтов и гаек. Участки и даже цехи по их изготовлению на револьверных станках (преимущественно женщинами) имеются на всех или почти на всех крупных предприятиях страны.

В развитых странах предметно-специализированных гигантов, производящих тракторы, автомобили, велосипеды, комбайны по всему циклу, уже нет. Большинство выпускает многономенклатурные и стандартные детали и узлы: литейный завод - литье для всех, штамповочный - для всех, инструментальный - тоже. На это настроен их технический базис: автоматизация, гибкость, переналаживаемость, комплексность.

Такая технологическая специализация опирается на новое, в основном электронное, оборудование и новый интеллектуализированный труд работников, обученных работать с программным управлением. Если перейти на этот уровень, то за 2-3 года можно поднять эффективность производства в 5-6 раз.

Новым комплексом компьютерного станкостроения обеспечивается 6-кратный мультипликатор приращения добавленной стоимости, конечным машиностроением - 12-кратный.

Расчет на автономную работу каждого завода для инновационной экономики не подходит. Весь мир выбрал кооперацию (внутреннюю и внешнюю) с объединением целей, ресурсов, технологий, стандартов затрат и результатов. И преуспел в них. Советский тип модернизации, при которой автомобиль или трактор сохраняет большое число старых узлов и деталей или  итальянский "Fiat" превращается в новую советскую "Ладу", в современных условиях неприемлем.

Отсутствие унификации (даже крепежа), прогрессивной кооперации и гибких высокоавтоматизированных производств для оригинальных деталей держит наше машиностроение на вчерашнем уровне и будет держать еще долго, если не перейти на другой уровень кооперации и партнерства, в т.ч. международный. Такое партнерство должно поддерживаться и инициироваться государством. Нельзя упускать ни малейшей возможности партнерского участия в совместном производстве с ведущими иностранными фирмами или по их лицензиям (с переходом на их товарные знаки) новой высококачественной продукции, желательно наукоемкой, в том числе той, которая уже имеет свою нишу на мировом рынке, как это сделали страны ЦВЕ. Тенденции таковы, что с каждым годом все труднее продавать даже по демпинговым ценам на мировом и постсоветском рынках белорусскую инвестиционную продукцию, качество которой не подтверждено мировыми стандартами, а запасные части надо везти из Минска.

Дальнейшее развитие экономики страны (и ее открытость) сделает выбор специализации ее промышленного и машиностроительного секторов неизбежной. Технологическая и информационная изолированность- большое зло. Так, в свое время излишняя засекреченность оборонного сектора не позволила на его базе развить гражданские отрасли. К примеру, сковороды с антипригарным покрытием, изобретенным в космической отрасли российской промышленности, стали первыми выпускать зарубежные фирмы.

Напомним также, что новейшие технологии скорее окупаются при массовом производстве. И если Россия объявила о стратегии импортозамещения, то только потому, что ее внутренний рынок обеспечивает массовый спрос без выхода за рамки страны.

Положение Беларуси в этом плане сложнее, так как массовость сбыта внутренним рынком обеспечить труднее. Лозунг "импортозамещение" для нее не подходит. Малой стране нужна специализация, а следовательно, и выход на внешние рынки с такой продукцией, доходы от которой покроют массовый импорт. Пока же импорт в течение десяти последних лет превышает экспорт. Ситуацию необходимо переломить в обратную сторону, но не путем таможенных пошлин, лицензирования или импортозамещения, а через рост технологического уровня и добавленной стоимости, то есть качества создаваемого ВВП.

*   *    *

Уровень переработки материалов, обеспечивающий рост и размеры добавленной стоимости, во многом зависит от характера технологической структуры экономики страны. Под ней понимается распределение объемов производства по технологической цепочке: от природных ресурсов и энергоносителей до выпуска товаров народного потребления.

В США, например, в 1999-2000гг. обрабатывающие и инвестиционные отрасли обеспечивали 3/4 объема валовой добавленной стоимости.

Сравнение структуры добавленной стоимости, создаваемой в промышленном секторе Беларуси с передовыми странами, позволяет оценить ее промежуточный продукт как гипертрофированно высокий, вызванный устаревшими технологиями переработки сырья и отходов.

В каждом рубле валового выпуска, созданного в промышленности, стоимость потребленных ресурсов в 2002г. занимала 69,1 коп. Доля добавленной стоимости соответственно 29,9%, в машиностроении - 32, химической, считающейся высокоэффективной, всего - 33,5, легкой - 32, пищевой - 18,6%.

Выделяющихся по этому показателю отраслей, за исключением полиграфической (47%), медицинского оборудования (40%), стекольной (44%), в промышленности Беларуси нет.

Тенденция возрастания добавленной стоимости с повышением степени технологической обработки наблюдалась в советский период, когда цены на сырье оставались низкими. С переходом на рыночные цены рентабельность замыкающих отраслей, производящих несложную продукцию, в Беларуси упала. Даже в России, торгующей сырьем и энергоносителями, рентабельность отраслей, находящихся на начальных этапах технологических процессов, вопреки мировой практике выше, чем на завершающих, что и обусловило бурное развитие добывающей отрасли. В обрабатывающем и инвестиционном комплексах технологические цепочки там стали укорачиваться и упрощаться, как и сама их продукция. Последняя тенденция характерна и для Беларуси.