$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Специалист ищет, где лучше

16.05.2008

То, что профессиональные кадры — залог успеха деятельности любой компании, не нужно доказывать руководителям и собственникам, стремящимся эффективно работать и конкурировать на рынке. Они знают им цену.

О том, как развивается бизнес-образование в республике и чего ждать сегодня нанимателям от рынка труда, «ЭГ» рассказал генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел ГОЛЕНЧЕНКО.

— Как вы оцениваете рынок бизнес-образования в Беларуси? Какой он?

— Белорусский рынок бизнес-образования находится на начальной стадии развития, еще в зародыше. Рынок очень маленький и растет не быстро, школы бизнеса можно пересчитать по пальцам. По сути, их две: бизнес-школы БГУ, ИПМ. Правда, есть еще ряд компаний, которые ставят перед названием приставку «бизнес-школа». На мой взгляд, порой хороший тренинг-центр — это даже лучше, чем плохая бизнес-школа. Несколько более интенсивно растет сектор внутрифирменного обучения. В Беларуси уже появилось несколько десятков компаний, занимающихся обучением персонала.

Поэтому конкуренции между игроками на нашем рынке бизнес-образования как таковой нет. Мы конкурируем в основном с россиянами, причем не только за клиента, но и за преподавателей-консультантов. Многие наши преподаватели предпочитают работать в России — и деньги лучше, и работа масштабней.

— Как вообще бизнес-образование чувствует себя у нас?

— В целом неплохо. Мы стараемся адаптироваться к нынешним условиям. Есть определенные препоны, среди основных — недостаточное количество инвестиций в стране, а значит, мало требовательного бизнеса и мало бизнес-школ.

У меня есть надежда, что рынок бизнес-образования у нас будет расти, будут появляться новые игроки. К примеру, у нашей школы нет амбиций сохранять доминирующую долю рынка. Пусть она у нас будет меньше, но зато сам рынок побольше. Когда на рынок начнут приходить инвестиции, тогда начнет крутиться бизнес, а значит, будут востребованы и квалифицированные кадры.

— Как себя ведут работодатели при поиске специалистов?

— Есть очень агрессивные работодатели, которые имеют свои службы подбора кадров, ведут конкурентную разведку, я уверен, что у них есть имена большинства котируемых менеджеров, а также многих выпускников МВА. Это частные компании, которые чаще всего работают не только на рынке Беларуси, но и в сопредельных государствах — России и Украине. Компании эти быстрорастущие, их очень легко определить на рынке: им всегда требуется персонал, им его всегда не хватает.

Сейчас повышенным спросом пользуются логисты, маркетологи, финансисты. Все больше требуются специалисты по работе с персоналом. У меня в последнее время часто спрашивают про них, но я посоветовать никого не могу, поскольку школы управления персоналом у нас нет, и больше нескольких десятков таких профессионалов у нас вряд ли наберется. Поэтому спрос на них есть, предложение пока развивается медленно.

— Интересуются ли профессиональными управленцами предприятия госсектора?

— Разрабатывая стратегию развития нашей бизнес-школы, мы ориентировали нашу программу на компании, работающие на конкурентных рынках. Если крупное предприятие государственной формы собственности работает на рынке с более-менее интенсивной конкуренцией, оно тоже рано или поздно сталкивается с необходимостью обучения персонала. Среди наших клиентов таких предприятий немного, но они есть.

Если же компания работает на рынке с монопольной конкуренцией, то обучение бизнесу его сотрудников — чаще всего либо профанация, либо блажь — как угодно можно назвать. Потому что необходимость обучать сотрудников возникает только тогда, когда руководство начинает понимать, что персонал — это то, что вытащит предприятие из кризиса. Это происходит, когда ужесточается конкуренция и в компанию приходит маркетинг. Поэтому пока госсектор в основном не ощущает такой необходимости и массового спроса с его стороны нет.

— Очень часто приходилось слышать, что профессиональный топ-менеджмент покидает нашу страну…

— Эта тенденция сохраняется. Очень много наших «мозгов» забирает Россия. Причем дело даже не в том, в какую страну ехать работать. Они уезжают прежде всего в российские и украинские компании, которые помимо зарплаты обещают еще какую-то перспективу развития и роста. Многие белорусские компании, особенно работающие на внутреннем рынке, этого дать не могут. А хорошие специалисты сейчас знают себе цену. Поэтому активно развивающиеся компании в Беларуси не могут найти себе хороший персонал, в то время как для среднего бизнеса «среднего» персонала хватает. В итоге проблема компаний становится проблемой страны.

— Выходит, у нас управленцы не так уж и востребованы?

— Получается, не особо. Если бы они были востребованы, на них был бы спрос. Спрос — это когда специалисту готовы платить те деньги, которые он хочет получать.

Беседовала Инесса ГЕРМАНЧУК