Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Промышленность
25.03.2003 19 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СПАСУТ ЛИ ЛЬГОТЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГИГАНТОВ?

Один из часто раздающихся в адрес белорусского правительства упреков -- широкое и необоснованное предоставление индивидуальных льгот. Необходимость их отмены закреплена в межправительственном соглашении Беларуси и России о создании равных условий в области ценовой политики (как мы помним, в обмен на это наша страна получила возможность покупать квотированную долю газа по внутрироссийским ценам)...

Один из часто раздающихся в адрес белорусского правительства упреков -- широкое и необоснованное предоставление индивидуальных льгот. Необходимость их отмены закреплена в межправительственном соглашении Беларуси и России о создании равных условий в области ценовой политики (как мы помним, в обмен на это наша страна получила возможность покупать квотированную долю газа по внутрироссийским ценам). Белорусские предприниматели, не избалованные государственной поддержкой, также поминают льготы недобрым словом, поскольку при их наличии сложно говорить о равных условиях хозяйствования для всех субъектов. Опасения вызывают они и у инвесторов: любая их продукция может стать неконкурентоспособной, если аналогичное госпредприятие вдруг получит более дешевые ресурсы. Белорусское руководство индивидуальные льготы формально отменило (Декрет Президента N 11 от 2002-04-19г.), но вот отказаться от соблазна -- нет-нет, да и помочь своему предприятию никак не может. То в виде эксперимента по стимулированию промышленного производства, то в рамках "точечной" поддержки. Почему так поступает государство, есть ли экономический эффект от применения этой непопулярной в рыночной экономике меры? Рассказывает Людмила ЧЕГЛИК, заместитель директора департамента экономики промышленности, транспорта и связи -- начальник отдела машиностроения и металлургии Министерства экономики Республики Беларусь.

Все промышленно-развитые страны в определенные периоды своего экономического развития защищали национальных товаропроизводителей

Промышленность является основной отраслью специализации экономики не только развитых стран, но и целого ряда государств с переходной экономикой, в том числе России и Беларуси. Логично, что правительство много внимания уделяет именно промышленной политике. Основными инструментами ее реализации чаще всего являются протекционистские меры, налоговое стимулирование и льготное финансирование. При этом главная проблема -- выбрать те отрасли, которые, получив поддержку за счет остальных, станут конкурентоспособны и смогут стать "точками роста", способными своим развитием "подстегнуть" других.

О вреде протекционизма писали много и многие. Мировой опыт доказывает, что подобные меры учитывают только узкогрупповые интересы, в то время как общенациональные оказываются в проигрыше. Вместе с тем все промышленно-развитые страны в определенные периоды своего экономического развития проходили через применение мер защиты национальных товаропроизводителей. Крупнейшие экономические державы мира начинали свое развитие, оградившись таможенными барьерами: США и Германия -- в ХIХ веке, Япония -- вплоть до 70-х годов ХХ столетия. В пятидесятые годы прошлого века в ФРГ действовал перечень товаров, импорт которых ограничивался государством, во Франции жестко регулировалась экспортно-импортная деятельность.

Сегодня промышленно-развитые страны согласно незыблемому принципу "нейтральности" налоговой системы ограничивают использование налоговых льгот, а применение индивидуальных -- вообще запрещают законодательно. Считается, что для поддержки кризисных или сезонных отраслей лучше использовать прямые бюджетные субсидии и дотации. Так, широкий спектр стимулирующих механизмов, систем льгот и привилегий использовался при решении проблемы ускоренного технологического развития в США. Распространенной была также поддержка отдельных отраслей.

Например, в Японии государство помогало сталелитейной индустрии (60--70-е годы) и производству полупроводников (с середины 70-х); в Европе -- авиастроению (70--80-е годы).            Широко использовался многими странами такой "планово-рыночный" инструмент, как льготное финансирование. Так, после второй мировой войны в начале реформирования экономики в Японии предоставлялись дешевые государственные кредиты через Банк по финансированию восстановления.

Сегодня специалисты и ученые затрудняются однозначно сказать, явились эти меры причиной подъема той или иной отрасли либо нет. Сложность оценки эффективности промышленной политики конкретной страны объясняется наличием множества внутренних и внешних факторов, воздействующих на развитие определенной отрасли, а также сложностью вычисления выгод и потерь, которые получила страна в целом от такой политики.

Эти же вопросы возникают и перед белорусским государством, в промышленной политике которого широко используются меры государственной поддержки. При этом у нас в отличие от мирового опыта широко практиковалось предоставление индивидуальных льгот.

Начиная с 2003г., поддержка субъектов хозяйствования в Беларуси за счет средств республиканского бюджета регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 2002-04-15г. N 207 (Декрет N 11 отменил индивидуальные льготы). Воспользоваться ею могут участники особо важных государственных программ, а также те, чьи инвестиционные проекты прошли государственную экспертизу. Так что, возможно, 2003-й будет тем годом в истории экономики республики, когда условия предоставления мер государственной поддержки начнут приближаться к принятым в мировой практике.

При этом уже в 2002г. государственная поддержка в республике осуществлялась путем применения более прогрессивных методов передачи бюджетных ресурсов (адресное бюджетное субсидирование и инвестиционное налоговое кредитование), хотя наиболее емкой группой льгот по-прежнему оставались прямые налоговые и таможенные освобождения.

Экономистам сложно оценить эффективность предоставленных льгот

По мнению отраслевых министерств и ведомств, предоставленные предприятиям налоговые и таможенные льготы позволили им выполнить прогнозные задания по объемам производства, пополнить оборотные средства, нарастить в ряде случаев экспорт и обеспечить занятость. В противовес им специалисты из налоговых и финансовых органов считают, что государственная поддержка лишь позволила большинству предприятий избежать полной остановки производства и банкротства. Они утверждают, что реальный экономический эффект сводился в основном к разовой и временной экономии оборотных средств предприятий при импорте сырья, материалов, комплектующих и оборудования (подавляющая часть льгот предоставлялась в виде освобождений от ввозных налогов, таможенных пошлин и сборов). Решая текущие финансовые проблемы, предприятия при этом не могли решать более весомые проблемы, стоящие перед ними, такие, как: техническое и технологическое перевооружение, повышение конкурентоспособности и обновление выпускаемой продукции, снижение производственных издержек и т.д.

Нельзя забывать и то, что помимо внутренней макроэкономической среды на деятельность отечественных товаропроизводителей влияние оказывает внешняя -- конъюнктура мировых рынков и цен.

В отраслевой структуре предоставленных льгот основная доля (около 70%) приходилась на предприятия Минпрома, силами которого в 2002г. произведено свыше 17% ВВП. Примерно такова же и доля поступлений в доходную часть государственного бюджета, обеспеченная этими предприятиями.

Начиная с 1996г., государственную поддержку получали ПО "Горизонт" и ПО "Витязь". Предприятия из года в год наращивают объемы реализации и экспорта, но проблемы сбыта и удержания рыночных ниш по-прежнему вызывают беспокойство их руководства. Характерно, что в ближайшие годы эти проблемы будут обостряться. В настоящее время в России (на долю которой приходится значительная часть экспорта этих предприятий) создан целый ряд сборочных производств телевизионной аппаратуры из корейских, тайваньских и гонконговских компонентов. Эта техника, несмотря на "отверточную" сборку и иностранную "начинку", реализуется в России без таможенных пошлин (как товар, произведенный на ее территории). Белорусский телевизор, собранный с применением импортного кинескопа и компонентов как отечественного, так и импортного производства, уже не относится (из-за большого удельного веса импортной составляющей) к товарам отечественного производства и должен реализоваться в России с начислением таможенных пошлин, что негативно скажется на его ценовой конкурентоспособности. Увеличение же доли отечественных комплектующих, по мнению специалистов ПО "Горизонт", не лучшим образом отразится на качественных параметрах телевизионной техники.

В свою очередь, некоторые из этих отечественных комплектующих выпускает НПО "Интеграл", которому также на протяжении ряда лет государство оказывало поддержку. Однако ее явно недостаточно, чтобы хотя бы по интегральным микросхемам, используемым в отечественном производстве телевизоров, постоянно догонять зарубежные аналоги. Технологии, используемые этим предприятием, относятся к V -- VI технологическим укладам (в промышленности Беларуси удельный вес таких производств составляет только 7,7%) и, следовательно, как все высокие технологии, являются достаточно дорогостоящими, чтобы обеспечить полное финансирование их за счет внутренних источников. Именно по этим причинам производители такой продукции, как правило, создают корпоративные структуры для объединения инвестиционных ресурсов.

В сложном финансово-экономическом положении находятся и предприятия станкостроительной и инструментальной промышленности, которым в 1999--2002гг. предоставлялись налоговые кредиты, льготы по таможенным пошлинам, налогу на недвижимость и НДС при ввозе оборудования для модернизации производства и выпуска конкурентоспособной продукции. И в этом случае оказанная поддержка не привела к нормализации финансового состояния отрасли, о чем свидетельствуют показатели их финансово-экономической деятельности и наличие по итогам прошлого года недоимки по платежам в бюджет. Такое состояние отрасли связано с тем, что станкостроительная продукция относится к инвестиционной и имеет достаточно длительный период амортизации. Спрос на нее в связи со сложным финансовым положением потенциальных потребителей достаточно ограничен на традиционных рынках (Беларусь, Россия, другие страны СНГ).

Особый разговор необходимо вести в отношении предприятий сельхозмашиностроения, доля которых в объеме производства Минпрома составляет около четверти. Финансовое положение отрасли напрямую зависит от неплатежеспособности ее потребителей, причем не только в Беларуси, но и в России, других странах постсоветского пространства, на которые были рассчитаны проектные мощности этих предприятий. Чтобы кардинально реформировать предприятия, на которых трудится огромное количество людей (например, только на ПО "Гомсельмаш" около 20 тыс.), то есть сокращать производство, уменьшать численность работающих, применять процедуры санации и банкротства и т.д., обществу и государству необходимо подготовиться. В первую очередь проработать вопрос обеспечения занятости высвободившейся рабочей силы, ибо если не будет готова почва для ее трудоустройства, то в республике остро встанут новые социальные проблемы.

Имеются и положительные примеры

Благодаря предоставленной государством поддержке, ПО "Минский тракторный завод" удалось обеспечить положительную динамику показателей по итогам работы за 2002г. Несмотря на тяжелую ситуацию на предприятии в начале года, темп объемов производства по итогам года составил 106,2% к уровню 2001г., экспорта -- 122,7% (в натуральном выражении).

Предоставленные государством РУП "Минский автомобильный завод" преференции позволили стабильно обеспечивать предприятие импортными материалами и комплектующими, что дало ему возможность ритмично работать. В результате отмечается рост объемов производства (темп -- 110,3%) и прибыли, превышение доведенного показателя рентабельности реализованной продукции, своевременность выплат зарплаты. Льготы помогли освоить выпуск новых конкурентоспособных моделей, соответствующих европейским экологическим стандартам ЕВРО-2 и ЕВРО-3, что важно в условиях введения Российской Федерацией с 1 января 2003г. ограничений на ввоз и эксплуатацию на своей территории грузовых автомобилей, соответствующих экологическим стандартам ниже ЕВРО-1. Это связано с тем, что КамАЗ освоил серийное производство грузовых автомобилей этого уровня, а Россия, несмотря на создание Союзного государства, защищает своего товаропроизводителя и экологию.

Государственная поддержка, предоставленная ЗАО "Атлант", участвовавшему в эксперименте по стимулированию развития промышленного производства, позволила обеспечить темп роста объемов выпуска продукции в размере 112,8% к 2001г., повысить рентабельность реализации, ускорить оборачиваемость средств.

Вместе с тем при предоставлении предприятию какой-либо налоговой льготы та сумма налогов, от уплаты которой оно освобождено (или временно пользуется в случае налогового кредита), поступает на его расчетный счет в виде общей выручки от реализации товаров (работ, услуг) и не учитывается отдельно. По мнению специалистов налоговых и финансовых органов, это не позволяет отследить их целевое использование. Причем эти средства, поступая на счета производителей по мере реализации товаров (а не сконцентрировано и разово), в большинстве случаев не составляют по объемам тех сумм, которые могут сыграть существенную роль в пополнении инвестиционных ресурсов предприятий для внедрения новых технологий или освоения новой продукции. Поэтому любые налоговые льготы помогают предприятию временно решать его текущие финансовые проблемы, но, как правило, не могут обеспечить решения стратегических задач реального повышения конкурентоспособности производства.

Анализ целевого использования средств, высвобожденных в результате участия предприятий в эксперименте по стимулированию промышленного производства (Указ Президента от 2.04.2002г. N 172) также показал, что крупные предприятия направляли эти средства, как правило, на пополнение оборотных средств. Однако, например, ПО "БелАЗ" за счет этих средств рассчитывался по чешскому кредиту, использующемуся на техническое и технологическое перевооружение. На приобретение технологического оборудования направлялись высвобождаемые средства средними и небольшими предприятиями. Очевидно, что в условиях сохранения существенной налоговой нагрузки на реальный сектор, удорожания топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при сохранении перекрестного субсидирования в оплате потребленных республикой ТЭР, падения платежеспособного спроса на сложную техническую продукцию на внутреннем рынке, изменения конъюнктуры внешних рынков не в пользу отечественных товаропроизводителей отсутствие государственной поддержки не улучшило бы сегодняшнее состояние экономики (рис.1, рис.2) машиностроительного комплекса, как, впрочем, и всей промышленности.

Сокращение государственной поддержки реального сектора надо проводить параллельно с обеспечением совершенствования механизма государственного регулирования социально-экономического развития, которое предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг., в том числе:

-- реструктуризации и оптимизации бюджетных расходов;

-- введения в республике общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, а также принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов; совершенствования структуры налогов и сокращения их количества;

-- повышения роли банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики;

-- устранения диспропорций и перекосов в ценообразовании, сокращении перекрестного субсидирования и бюджетного дотирования и т.д.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений