$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Спасти «Коровку»

12.08.2008

Отечественные кондитеры еще окончательно не оправились от потрясений развала СССР. В той или иной степени проблемы испытывают все предприятия. Например, на СП ОАО «Ивкон», бывшей Ивенецкой кондитерской фабрике, являвшейся одним из крупнейших производителей молочных конфет, износ основных фондов составляет около 70%. Чтобы решить накопившиеся проблемы и вернуть покупателя, СП расширяет ассортимент продукции, а также пытается провести давно назревшую модернизацию производства. Помочь в этом изготовителю знаменитой «Коровки» подрядился кипрский инвестор. Он намерен вложить в предприятие в течение двух-трех лет порядка 5 млн. USD, часть которых уже поступила.

Кроме того, дополнительным источником финансирования переоснащения станет прибыль предприятия, для чего собственниками введен пятилетний мораторий на выплату дивидендов.

В итоге, к декабрю 2009 г. — началу 2010 г. фабрика надеется увеличить ежемесячный выпуск конфет с 600-650 т, до 1,2 тыс. т. Пополнятся и оборотные средства. После этого уже можно будет начать задумываться о возврате прежних позиций одного из наиболее ярких игроков рынка на постсоветском пространстве, специализирующегося в дешевом и среднем ценовом сегментах.

Пока же СП ОАО «Ивкон» у отечественных производителей сахаристых кондитерских изделий отвоевал лишь 10-процентную нишу. В России предприятию удается удерживать и вовсе 0,5-1% рынка. Могло быть и меньше, но вовремя зарегистрировав спешно придуманные брэнды, предприятие с минимальными потерями пережило «смутные» времена российско-белорусского конфетного противостояния.

Напомним суть проведенного московским ОАО «Объединенные кондитеры» блицкрига. В 2006 г. это общество зарегистрировало на себя «советские» торговые марки. А со вступлением в силу IV части российского Гражданского кодекса времени для «бесхозных» брэндов СССР у наших соседей практически не осталось. В итоге, отечественные предприятия лишились права продавать восточнее Оршы конфеты под такими названиями как «Красная Шапочка», «Мишка на поляне», «Белочка» и т. д. Потери белорусских производителей оказались весьма существенными. Даже в этом году мы надеемся выйти только на 70-80-процентный уровень продаж «предвоенного» времени.

Вернуть утраченные позиции не так-то просто, конкуренты не дремали. Они тоже заинтересованы в закреплении на втором по объему рынке в мире. Несмотря на то, что темпы роста продаж кондитерских изделий в России в 2008 г. составят лишь 1-2% (в 2007 г. — около 5%), его емкость в денежном выражении оценивается приблизительно в 13,2 млрд. USD (2638 тыс. т).

Основные сливки с соотечественников снимает ОАО «Объединенные кондитеры», активно скупающее активы более мелких производителей (которые, кстати, наравне с белорусами пострадали от регистрации советских брэндов москвичами), и «Коркунов». Укрупняются также Nestle, Mars, Kraft Foods.

Пройдя этап количественного роста, притормозил близкий к своему насыщению рынок сахаристых кондитерских изделий Украины. По оценкам аналитиков, в 2008 г. он добавит в весе всего 5-6%. Его характерная черта — постепенный рост спроса на товары премиум-класса. Лидер южного соседа — корпорация Roshen с долей около 50%. Также выделяются «АВК», Rainford, Nestle, Kraft Foods International.

Впрочем, думать о захвате чужих покупателей нам пока рано. В последние годы, технологически перевооружившись, сформировав собственную сырьевую базу, создав эффективную товаропроводящую сеть, фабрики из России и Украины совершили качественный рывок и теперь являются серьезными конкурентами уже у нас в стране. На нашем рынке хозяйничают «Объединенные кондитеры», Roshen, Nestle, Mars, Kraft Foods, другие производители. Многими специалистами ситуация оценивается как критическая, поскольку уровень продаж белорусских и импортных кондитерских изделий уже практически сопоставим.

Попытки повлиять на ситуацию административными методами (на помощь пришли угрозы антидемпинговых расследований и наши грозные ГОСТы) после намека на адекватные шаги со стороны конкурентов успеха не возымели.

Поэтому у наших предприятий есть только один путь к более или менее благополучному существованию — модернизация производства, улучшение качества продукции, активная работа по продвижению товара. На все эти мероприятия необходимы довольно большие средства. Не очень важно, откуда они — из России, Кипра или Гренландии? Важен результат. Которого сейчас нет. Поэтому мы, имея хорошие традиции в отрасли, теряем рынок объемом около 18 млн. USD в месяц. Кроме того, как отметил гендиректор СП ОАО «Ивкон» Олег Глускин, «в Беларуси потребление сахаристых кондитерских изделий составляет около 16-17 кг в год на человека, тогда как в Европе около 23-26 кг». То есть еще имеется существенный резерв для роста. Терять при такой ситуации позиции у себя в стране недальновидно.

Отметим, что сахаристых кондитерских изделий по итогам января-мая 2008 г. в Беларуси было произведено 26,678 тыс. т (на 3,4% больше, чем в аналогичном периоде 2007 г.). Запасы кондитерских изделий на складах предприятий на 1 июня составили 7,463 тыс. т, или 72,9% к среднемесячному объему производства, в т.ч. сахаристых изделий — 4,555 тыс. т (85,4%). А лакомки не торопятся разобрать эти залежи по своим столам.

Антон БОЙКО