$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ©

07.07.2015

на долговом канате

Обещанная на совещании у Президента страны поддержка машиностроительных предприятий (см. «ЭГ» № 46) не заставила себя долго ждать. 29 июня глава государства подписал пакет указов, предусматривающих ряд мер, призванных улучшить финансово-экономическое положение Минского тракторного завода, Гомсельмаша и еще двух гомельских предприятий. Вероятно, это позволит им разобраться с неотложными платежами, но вряд ли решит проблемы, стоящие перед всем отечественным машиностроением.

Для стабилизации финансового состояния промышленных гигантов власти, помимо традиционных способов реструктуризации их долгов, пошли на довольно экстравагантные меры. Указом от 29.06.2015 № 280 ОАО«Минский тракторный завод» дано право выпустить облигации в объеме, не превышающем 150 млн. USD. При этом разрешается не учитывать положения части 3 подп. 1.10 п. 1 Указа от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг». Напомним, указанная норма запрещает регистрировать облигации эмитентов, у которых значение коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, рассчитанных на последний день месяца квартала, предшествующего кварталу, в котором принято решение о выпуске облигаций, ниже нормативных значений коэффициентов, утверждаемых Совмином в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). Иными словами, МТЗ вправе выпускать облигации, даже если окажется неплатежеспособным. Остается надеяться, что такой прецедент не получит широкого распространения – ведь иначе тезис Верховного суда о признании банкротства по факту неплатежеспособности окажется полностью неработоспособным.

Авторы Указа № 280 попытались максимально снизить риски для будущих инвесторов: исполнение обязательств по облигациям МТЗ будет обеспечиваться залогом его недвижимого имущества, стоимостью не менее 50% объема эмиссии, а также договорами страхования, которые должны быть заключены заводом со страховыми компаниями «Белэксимгарант» и «Белгосстрах» в пределах установленного законодательством норматива ответственности страховщика, но не более 50% объема эмиссии облигаций с перестрахованием у РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация». Заметим, что по данным, опубликованным Минфином, на 1 января стоимость чистых активов ОАО «МТЗ» более чем втрое превышала предусмотренный Указом № 280 лимит выпуска облигаций. Так что формально обеспеченность «тракторных бондов» должна быть достаточной. Правда, ликвидность имущества промпредприятий зачастую оказывается весьма низкой, а балансовая стоимость существенно отличается от рыночной. Поэтому лучше не доводить дело до margin coll или обращения взыскания на заложенные объекты. Впрочем, отечественный рынок и так выглядит весьма рискованным: в 2014 г. здесь 83% от общей суммы эмиссии корпоративных облигаций было выпущено без обеспечения (в рамках допустимых законодательством случаев), а по итогам I квартала т.г. 50 из 195 эмитентов были убыточными.

Дополнительную привлекательность рынку долговых ценных бумаг призван придать Указ от 29.06.2015 № 279 «О налогообложении отдельных доходов», которым разрешено не учитывать доходы от операций с облигациями, выпускаемыми с 1 июля по 31 декабря 2015 г. юридическими лицами — резидентами РБ, при определении валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль, а также уменьшать на сумму доходов (прибыли), полученных от таких операций, налоговую базу налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство. Напомним, до сих пор такая льгота согласно ст. 138 НК распространялась только на облигации, выпущенные с 1.04.2008 г. по 1.01.2015 г. Теперь она потребовалась вновь. Поскольку речь здесь не идет исключительно об облигациях МТЗ, воспользоваться новой льготой смогут инвесторы, приобретающие корпоративные облигации любых белорусских эмитентов, выпущенные во II полугодии т.г.

ГОРАЗДО меньше субъектов хозяйствования могут надеяться на другие привилегии. Так, МТЗ в соответствии с Указом от 29.06.2015 № 282 получил право на рассрочку с 23 апреля по 22 октября т.г. при погашении образовавшейся на 23 апреля 2015 г. (т.е. по итогам I квартала т.г.) задолженности по НДС в сумме 59,4 млрд. Br. Погашаться указанная задолженность будет ежемесячно равными долями без начисления процентов. Высвобождаемые при этом средства направляются ОАО «МТЗ» на пополнение собственных оборотных средств, а при нецелевом использовании средства подлежат возврату в республиканский бюджет в соответствии с законодательством. Учитывая, что назначение «на пополнение собственных оборотных средств» не имеет ни нормативного определения, ни экономического смысла, МТЗ просто получил подарок, облегчающий ему расчеты с бюджетом. Правда, потребуется еще своевременно вносить текущие платежи по налогам, сборам (пошлинам), но с этим как-то придется справляться. К тому же при неуплате (неполной уплате) в установленный срок рассроченной задолженности по НДС действие рассрочки будет приостановлено и возобновится начисление пеней.

Отметим также, что для МТЗ при получении господдержки по Указу № 282 не требуется достижение каких-либо целевых показателей, как предусмотрено подп. 3.1 п. 3 Указа от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». Кроме того, не будут взиматься проценты в случае угрозы банкротства МТЗ, как еустановлено п. 4 Положения о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, налогового кредита, утв. Указом № 182. Таким образом, персональная ответственность, возложенная за целевое использование средств, высвобождаемых в связи с предоставлением господдержки по Указу № 282 на руководителя МТЗ, министра промышленности и заместителя премьер-министра, в ведении которого находятся вопросы Минпрома, вероятно, окажется не слишком обременительной.

Солидную дозу помощи получит от государства холдинг «ГОМСЕЛЬМАШ». Указом от 29.06.2015 № 281 Минфину до 1 августа т.г. поручено выпустить государственные долгосрочные облигации, номинированные в иностранной валюте, на сумму до 425,8 млн. USD под 7% годовых с погашением в 2019–2022 гг. ежегодно равными долями, а также с возможностью их обмена на облигации других выпусков. Часть этих облигаций на сумму до 364 млн. USD придется выкупить «Беларусбанку», до 20,3 млн. — «Альфа-Банку», до 13 млн. — «Белвнешэкономбанку», до 28,5 млн. USD — «Белгазпромбанку». Конкретные объемы выпуска и размещения облигаций Республики Беларусь, а также размеры ежеквартальной выплаты процентов будет определен Минфином при заключении с банками договоров.

За счет полученных таким образом средств участникам холдинга «ГОМСЕЛЬМАШ» будут выданы долгосрочные бюджетные валютные займы под те же 7%, в т.ч. ОАО «Гомсельмаш» — до 296,9 млн. USD, ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» — до 125,6 млн., ОАО «Гомельский завод специнструмента и технологической оснастки» — до 3,3 млн. USD. При этом решено не учитывать имеющиеся у предприятий долги перед бюджетом и просроченные кредиты, наличие которых в соответствии с Указом № 182 исключает выдачу бюджетных займов. Полученные средства участники холдинга смогут направить на погашение задолженности по кредитам и облигациям, а также на пополнение собственных оборотных средств в размере 30 млн. USD.

Также Указом № 281 разрешено направлять средства местных бюджетов на уплату авансовых и лизинговых платежей организаций АПК в соответствии с договорами финансовой аренды (лизинга) сельхозтехники и оборудования, произведенных ОАО «Гомсельмаш», заключенными с ОАО «Промагролизинг» на условиях, установленных Указом от 2.04.2015 № 146. Приобретение этой сельхозтехники будет осуществляться в пределах объемов, установленных в приложении 1 к Республиканской программе оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих организаций на 2011–2015 годы, утв. Указом от 24.01.2011 № 35.

ОСОБУЮ интригу пакету господдержки придает Указ от 29.06.2015 № 284 «О стабилизации финансово-экономического состояния отдельных промышленных организаций», большинство пунктов которого закрыто грифом «Для служебного пользования». Общественности остается лишь гадать, какие объемы помощи потребовали увеличения внутреннего государственного долга страны на 9 трлн. Br и внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, на 7 трлн. Br. В любом случае разрешение при закупке автомобилей, производимых МАЗом без 10-процентного авансового платежа, установленного Указом от 2.05.2015 № 146, может несколько облегчить приобретение в лизинг по договорам с ОАО «Промагролизинг» этой техники — при условии, что она действительно требуется.
Перечисленные в указах предприятия действительно остро нуждаются в помощи. Проблемы со сбытом заставляют их сокращать объемы выпуска. В прошлом году производство тракторов для сельского и лесного хозяйства сократилось в натуральном выражении по сравнению с 2013 г. на 16,7%, зерноуборочных комбайнов — на 14,4%, а по итогам 5 месяцев т.г. по отношению к январю–маю 2014 г. — на 36,1 и 82,9% соответственно. На 1 июня 2015 г. на складах оставалось 8,6 тыс. тракторов и 184 комбайна, что в 2,6 и 14,4 раза превышает среднемесячные объемы их производства. В то же время экспорт тракторов в прошлом году сократился на 15% в натуральном выражении, сельхозтехники — на 4,3%, а по итогам 4 месяцев т.г. он рухнул еще на 39,1 и 45,9%. При этом средние цены экспорта на тракторы в январе–апреле т.г. сократились в целом на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., а на сельхозтехнику — на 52,2%.
Основной спад приходится на Россию. Если в прошлом году экспорт в РФ тракторов и седельных тягачей сократился по сравнению с 2013 г. в стоимостном выражении на 23,2%, машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур — на 32,1%, то в январе–апреле т.г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. — еще в 1,8 и 4,4 раза соответственно, на 45,4% и 77,3%. Вряд ли эти потери удастся в обозримом будущем компенсировать за счет освоения рынков дальнего зарубежья — нашим производителями придется столкнуться там с конкурентами из США, ЕС и Китая, которые способны предложить более выгодные условия финансирования сделок. Поэтому не исключено, что даже долгосрочная господдержка мало поможет отечественным машиностроителям.
Между тем, в I квартале т.г. по сравнению с прошлым годом среднесписочная численность персонала спасаемых сегодня предприятий уже сократилась почти на 3 тыс. человек. Теперь речь идет о судьбе еще 50 тысяч работников. Сплавить такую армию в малый бизнес — затруднительно, записать в безработные — накладно, а в «социальные иждивенцы» — вообще опасно. А потому ради спасения что-нибудь образующих заводов придется влезать всем государством в долги все глубже и глубже.

Леонид ФРИДКИН

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Ростсельмаш» закрывает часть линий по сборке тракторов в Канаде и намерен до июля 2016 г. перенести их на основную производственную площадку.

Отчасти это связано с возможностью участвовать в госпрограмме по субсидированию приобретения аграриями российской сельхозтехники, сообщил директор департамента маркетинга компании Прохор Дармов. Директор ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгений Корчевой назвал и другую причину — ослабление рубля.

В результате переноса мощностей локализация производства «Ростсельмаша» в Ростовской области превысит 60%. Инвестиции в проект составят около 10 млн. RUB. Поскольку у предприятия уже есть готовые линии, которые требуют лишь проведения работ по наладке и пуску, то постройка новых корпусов не требуется. Перемены также не повлияют на экспортную политику «Ростсельмаша», который объединяет 13 предприятий, выпускающих 24 типа машин, включая комбайны и трактора, в России, Канаде, США и Казахстане.

При увеличении локализации производства «Ростсельмаш» сможет продавать трактора российским фермерам с 25-процентной скидкой в рамках госпрограммы субсидирования производства сельхозтехники, а в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму — с 30%, которые компенсирует государство. В 2015 г. на это субсидирование выделено 3,9 млрд. RUB. Такая политика может стать серьезным ударом по белорусским экспортерам, позиции которых на рынке РФ и так пошатнулись.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях