$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СПАРРИНГ ИЗУЧЕНИЯ И РЕСТЛИНГ СОГЛАСОВАНИЯ©

29.03.2013

Министерство экономики опубликовало отчет об итогах борьбы с различными проявлениями монополизма в республике в прошлом году. Судя по всему, это явление в Беларуси остается достаточно распространенным, несмотря на законодательные меры и контрольные мероприятия.

В рамках совершенствования антимонопольного законодательства принят Указ Президента от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля», которым усилена административная и введена экономическая ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. Они определены в Законе от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон № 2034-XII), однако не в полной мере отражены в КоАП. Антимонопольные органы наделены правом осуществления контрольных мероприятий, в т.ч. внеплановых, оперативных.

Для оценки уровня монополизации в 2012 г. было изучено на республиканском уровне 46 товарных рынков (в т.ч. строительства инженерных сооружений, солода пивоваренного, виноградных вин, чулочно-носочных изделий, бананов, розничной торговли (продовольственными, непродовольственными товарами), услуги по обеспечению размещения информации о госзакупках на официальном сайте, минеральных удобрений, оптовой торговли овощами, фруктами, кофе, чаем, рисом, крупами, страхования и т.д.), на местном уровне — 141. В результате в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, дополнительно включены на республиканском уровне 8 компаний, на местном — 49. Одновременно в связи с утратой доминирующего положения исключены из реестра на республиканском уровне 11 хозяйствующих субъектов (в т.ч. ОАО «Минский завод игристых вин», «Светлогорск Химволокно», «Бархим», «Белгран»), на местном — 80. В итоге на 1.01.2013 г. реестр состоит из 557 лиц (в т.ч. на республиканском уровне — 162 и на местном — 395).

В Государственный реестр субъектов естественных монополий входят 194 хозяйствующих субъекта (в т.ч. на республиканском уровне — 27, на местном — 167).

При осуществлении госконтроля за экономической концентрацией в целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках выдано 24 заключения на создание 16 холдингов, изменение состава участников 8 холдингов. Кроме того, согласовано создание 3 ассоциаций, выдано 10 заключений по реорганизации в форме присоединения. Было также выдано 4 заключения о согласии на реорганизацию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках, и 12 — о согласии на совершение сделки с акциями, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов.

В целях контроля за экономической концентрацией на местных товарных рынках рассмотрено 116 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано создание 9 холдингов и 4 ассоциаций, 70 реорганизаций в форме присоединения, преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ОАО. Рассмотрено и согласовано 109 заявлений на совершение сделок по приобретению акций, долей уставных фондов.

В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на республиканском уровне рассмотрено более 30 обращений. По большинству из них нарушений обнаружено не было. Коллегией Департамента принято решение по 1 заявлению о нарушении антимонопольного законодательства — недобросовестной конкуренции, в т.ч. о признании 1 такого факта (нарушения ст. 142 Закона № 2034-XII).

В связи с непредставлением информации (документов), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении по ст. 11.24 КоАП в отношении должностных лиц 3 хозяйствующих субъектов. Вынесено 1 предписание об устранении нарушения. На местном уровне принято 74 обращения хозяйствующих субъектов, проведено 142 проверки. При этом облисполкомами, Мингорисполкомом установлено 28 нарушений, допущенных 15 хозяйствующими субъектами и 13 органами госуправления.

Впрочем, возможности антимонопольных органов не беспредельны. Например, при обсуждении проекта постановления правительства «Об экспорте сахара белого» было высказано мнение о том, что принятие подобных актов, необоснованно предоставляющих сахаропроизводящим предприятиям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам — потенциальным конкурентам на рынке реализации (экспорта) сахара, нарушают антимонопольное законодательство. Однако это не помешало появлению такого постановления.

В рамках международного сотрудничества, реализации норм Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции белорусские чиновники приняли участие в разработке и утверждении порядка рассмотрения заявлений (материалов) и дел о нарушении правил конкуренции, проведения расследования в этой области, порядка подачи в ЕЭК обращений по фактам введения государственного ценового регулирования и их рассмотрения Евразийской экономической комиссией, порядка взаимодействия, в т.ч. информационного, Комиссии ТС и уполномоченных органов сторон. Беларусь также участвовала в разработке методик определения монопольно высоких (низких) цен, оценки состояния конкуренции, расчета и порядка наложения штрафов, предусмотренных указанным Соглашением, а также критериев отнесения рынка к трансграничному.

Роман КУНИЦКИЙ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях