Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Кадры
02.05.2017 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Создать собственный бизнес в студенческие годы

Более 40% парней в студенческие годы пробуют создать собственный бизнес, показало впервые проведенное в Беларуси исследование предпринимательского потенциала студентов GUESSS. 

Предпринимательская активность белорусских студентов во время учебы в вузе сравнительно высока – 22,9% пробуют начать собственный бизнес (16,4% девушек, 41% парней). Причем показатель предпринимательской активности среди студентов-юношей у нас вдвое выше, чем в международной выборке. В целом Беларусь занимает 22 место в мире по показателю начала предпринимательства (22,9%) и находится между Македонией и Уругваем, ниже России (19 место) и Украины (20).

На момент исследования 7% студентов (4,4% девушек и 14,4% юношей) «плотно» работали в собственном бизнесе или являлись самозанятыми (среднемировой показатель – 8,8%).

Высокий уровень интереса в создании собственного бизнеса сразу после получения диплома показали студенты-медики (25%), выпускники по гуманитарным наукам, включая лингвистику, культурологию, религиоведение, философию, историю, – 10,7%, выпускники по профилям право/экономика, включая бизнес и менеджмент, – 10% и других областях (10,2%).

При этом уровень предпринимательских намерений в течение следующих после окончания вуза 5 лет существенно повышается у выпускников различных профилей образования. Уже 75% бывших студентов медицинского направления намерены вести бизнес. Среди выпускников юридических, экономических и управленческих специальностей будущих бизнесменов становится 60%, по иным профилям – 59,2%, по специальностям в области культуры и гуманитарных наук – 52,6%.

Важную роль в раскрытии бизнес-потенциала и стимулировании предпринимательских намерений играют вузы. В целом университетская среда, по мнению студентов, ориентирована на развитие предпринимательства (более 4 баллов из 7). Курсы и занятия помогают развивать способности налаживать личные контакты, вовлекают в предпринимательскую деятельность, предлагают идеи для бизнеса и т.д.

Различия между белорусскими вузами инициаторы первого исследования по нескольким причинам организационного характера не интерпретируют. Отметим только, что у Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ и Полесского государственного университета все показатели выше среднего, а Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации показал самый высокий средний балл.

Курс предпринимательства в вузе (один и больше) посетили 10,1% студентов (53,8 % – не посещали курсов по предпринимательству (55,4% в глобальной выборке)). Как часть обучения курс предпринимательства присутствует у 29,5% респондентов, а 4,5% указали, что они осваивали обязательные учебные курсы по предпринимательству в рамках выбранной специальности.

Примечательно, что некоторые вузы были выбраны для учебы в основном из-за их сильной предпринимательской репутации. Респонденты отметили Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Белорусский государственный технологический университет, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Белорусский государственный университет.

Справка «ЭГ»:

В 2016 г. Беларусь впервые приняла участие в мировом исследовании предпринимательского потенциала студентов GUESSS (Global University Entrepreneurial Spirit Students’ Survey).

GUESSS – международный проект, который выявляет мотивы студентов, стремящихся стать предпринимателями, причины предпринимательских стремлений и активности студентов. Исследование проводится раз в 2 года, начиная с 2003 г. Беларусь стала 50-ой страной, которая присоединилась к проекту.

Исследование проведено в рамках программы «Укрепление потенциала совместных инициатив», реализуемой Учреждением «Новая Евразия» при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений