$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СОЮЗНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

21.09.2010

Рост конкурентоспособности национальной экономики во внешней торговле, снижение затрат отечественного бизнеса и создание благоприятных условий его ведения — такие ориентиры заложены в разрабатывающейся стратегии развития таможенных органов страны в 2011–2015 гг. и на период до 2020 г.

Белорусская таможня в ближайшей перспективе не уйдет от решения экономических задач. Главными из них останутся наполнение госбюджета, борьба с криминалом в сфере ВЭД и содействие легальной торговле, сообщил на пресс-конференции заместитель председателя ГТК Сергей Борисюк.

В стратегии найдут отражение мероприятия, связанные с вхождением нашей страны в ТС. В частности, в соответствии с планами развития этого союза в ближайшую пятилетку предполагается завершить обустройство белорусского участка его внешней границы. «Вновь построенные и реконструированные пункты пропуска будут соответствовать всем современным требованиям в условиях постоянно растущего товаропотока», — пообещал зампред ГТК.

Впрочем, пока ТС в экономической сфере, скорее, не оправдывает тех ожиданий, которые с ним связывались. По данным ГТК, внешнеторговый оборот Беларуси в январе–августе т.г. вырос по отношению к уровню 8 месяцев 2009 г. на 15%. В республиканский бюджет за истекший период поступило 7,7 млрд. Br таможенных платежей. Однако все эти показатели прогнозировались и без учета таможенной интеграции нашей страны с Россией и Казахстаном. «Ни спада, ни резкого роста активности в части ВЭД мы на сегодняшний день не наблюдаем», — констатировал С.Борисюк. Правда, по его словам, эти наблюдения сделаны лишь по начальному периоду функционирования ТС, окончательные итоги на сей счет подводить рано.

Что же касается непосредственно таможенных органов, то позитивный эффект интеграции налицо. «Раньше мы варились в собственном соку, а теперь используется интеллектуальный потенциал трех таможенных служб», — пояснил зампред ГТК. При этом в спорных вопросах наши таможенники активно отстаивают белорусские интересы.

Например, удалось добиться отсрочки по введению нормы, касающейся внесения денежных средств в качестве условия для получения статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). В нашем законодательстве ему соответствует статус добросовестного участника ВЭД (их у нас на 1.07.2010 г. насчитывалось около 500). При этом в Беларуси данный статус присваивается «законопослушным» юрлицам на безвозмездной основе, а в ТС согласно Таможенному кодексу он фактически покупается за деньги. Претендент должен внести 150 тыс. EUR для «обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов». Разумеется, небольшим компаниям, осуществляющим внешнеторговые сделки, выкроить из оборотного капитала такую сумму достаточно проблематично.

Как сообщил заместитель начальника управления таможенного контроля ГТК Андрей Планин, в соответствии со ст. 367 Таможенного кодекса данная норма для наших субъектов хозяйствования вступит в силу спустя 18 месяцев. Весь этот срок будут действовать нормы национального законодательства, регламентирующие присвоение статуса добросовестного участника ВЭД. Продление возможности получить его по белорусским правилам, сэкономив на этой процедуре немалые деньги, как отмечают в ГТК, значительно увеличило число отечественных компаний, желающих воспользоваться льготной процедурой.

Разумеется, опыт сотрудничества с россиянами и казахстанцами в рамках «тройки» будет учтен и при подготовке стратегии развития национальной таможенной службы. В то же время таможенные перспективы Беларуси вряд ли стоит связывать только с ТС. Даже в обозримом будущем. Поэтому в ГТК намерены не зацикливаться на этом образовании, а строить планы на основе более широкого международного опыта.

«Несмотря на интеграционные процессы в рамках ТС, таможенная служба Беларуси продолжает ориентироваться на европейские способы таможенного администрирования и в, первую очередь, при организации транзита», — подчеркнул С.Борисюк. Сотрудничество с Еврокомиссией, как надеются в ГТК, позволит привлечь ее средства на обустройство таможенной границы по образцу стран ЕС. Не намерена белорусская таможня свертывать в будущем и контакты с Всемирной таможенной организацией, рассчитывая на ее помощь с целью внедрения таких международных стандартов, как «одно окно» и «одна остановка на границе», а также оснащения современными техническими комплексами для досмотра товаров.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях