$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

Союзный кодекс для белорусских перевозчиков

02.06.2017

Представлять транзитные декларации пора в электронном виде, не дожидаясь вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, посоветовал белорусским автомобильным перевозчикам начальник управления организации таможенного конт­роля ГТК Сергей ФЕДОРОВ на конференции БАМАП «Инновации в международных автомобильных перевозках».

Многие нормы Таможенного кодекса ЕАЭС предусматривают широкое применение  информационных технологий как во взаимодействии с контролирующими органами, так и между участниками внешнеэкономической деятельности. Один из ключевых моментов – принцип «одного окна», предполагающий однократное представление сведений для использования в таможенных целях. Таможенные декларации будут подаваться в электронном виде, а бумажный экземпляр рассматривается как исключение в отдельных случаях. Сокращены сроки рас­смотрения документов и выпуска товаров. Здесь счет пойдет уже не на сутки, а на часы, заверил представитель ГТК, а в перспективе – вообще на минуты.

Пока таможенные органы используют технологию автоматического выпуска товаров в обращение в опытном режиме. Но новый Таможенный кодекс ЕАЭС позволит применять ее постоянно. Сейчас в Беларуси процедура таможенного офор­мления экспорта в автоматическом режиме используется в немногим более 10% случаев, но некоторые предприятия де­кларируют весь свой экспорт в автоматическом режиме. При этом нет необходимости лично являться в пункт таможенного оформления, все оформление производится в компьютере, повышается эффективность, умень­шается количество ошибок. Эту технологию таможенники уже начали применять и при процедуре таможенного транзита, сообщил С. Федоров. Он поблагодарил 7 транспортных компаний, которые принимают уча­стие в эксперименте по автоматическому выпуску в процедуре таможенного транзита товаров, которые следуют через Беларусь. Правда, тут есть свои сложности, в частности требуется проводить проверку на ограничения и запреты. Но с 1 января т.г. более 830 транзитных деклараций были выпущены автоматически. Например, тра­нс­портное сред­ство находится в пункте пропуска в среднем 20 минут. За это время надо пройти все виды контроля, в т.ч. пограничного и автомобильного. Теперь без изменения инфраструктуры пунктов пропуска за счет новых технологий сокращается время прохождения границы.

Таможенный кодекс ЕАЭС позволяет использовать пред­варительную информацию, которая подана в качестве электронного документа и заверена электронной цифровой подписью, в качестве транзитной декларации при выполнении соответствующих условий, отметил представитель ГТК. Он призвал транспортные компании активно включиться в работу по обеспечению представления предварительной информации, формат которой совпадает с транзитной декларацией в электронном виде. Есть случаи, когда такая транзитная декларация не выпускается автоматически, но при этом подавать новую информацию не требуется. Декларация используется как обычная предварительная ин­формация, и товар оформляется в установленном порядке. Но таких случаев немного, успокоил траспортников С. Федоров. Как правило, это происходит, когда есть необходимость проверки на соблюдение запретов и ограничений либо для проведения контроля. Но их доля гораздо меньше общего массива деклараций, подающихся в пунктах пропуска.

В настоящее время в рамках ЕАЭС ведется работа по реализации технологий представления при процедуре таможенного транзита документов в электронном виде. Пока в эксперименте участвует только железнодорожный транспорт: ис­пользуются электронные документы при перевозке товаров в Беларуси и России. В стадии обсуждения – предложение рас­пространить эксперимент и на автомобильные перевозки. Переход на элект­ронную транзитную декларацию должен дать существенный выигрыш во времени при пересечении границы, а также позволит повысить качество подготавливаемых документов, уменьшить количество ошибок и конфликтов. Это инновационная технология, но ее еще нужно освоить, предупредил представитель ГТК. Некоторые компании уже успели получить о ней некоторое представление, подав 1–2 декларации в элек­тронном виде. Но нужно, чтобы попробовали так поработать и все остальные. При этом речь идет только о товарах, на которые не распространяются запреты и ограничения. Пока таможенные органы не перешли на электронное обеспечение проверки соблюдения этих условий, но работа в данном направлении ведется, сообщил С. Федоров.

В Таможенном кодексе ЕАЭС много новелл, касающихся тра­нзита. В частности, установлена возможность без ограничений доставки товаров по месту нахождения получателя, если он является уполномоченным экономическим оператором. Ранее такая технология применялась ГТК лишь для определенных товаров, а теперь ее использование расширяется. Также станет воз­можным завершение процедуры таможенного транзита не только перевозчиком, но и по его поручению иным лицом. При использовании электронного документа это завершение может быть произведено в электронном виде, а перевозчику не потребуется являться в пункт таможенного оформления.

В кодексе также решен ряд вопросов, которые давно беспокоят бизнес. Среди них –  использование транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках. Кроме того, решен вопрос в части временного ввоза транспортных средств как товаров либо средств международной перевозки. До сих пор, если срок ввоза заканчивался, у компании возникала обязанность оплатить всю сумму таможенных платежей, как если бы товар был выпущен в свободное обращение. Теперь согласно ТК ЕАЭС будет оплачиваться только часть таможенных платежей исходя из размера нарушенного срока.

Ряд вопросов таможенного регулирования в кодексе отнесены к компетенции национального законодательства. Поэтому в республике ведется разработка проекта указа, регулирующего такие вопросы. Предполагается, что бизнесу будет предоставлена возможность обсудить этот документ и высказать свое мнение по его содержанию. В ГТК обещают рассмотреть конкретные предложения.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА