$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

Союзный кодекс дождался подписи

14.04.2017

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 12 апреля Таможенный кодекс ЕАЭСПрезидент Беларуси Александр Лукашенко подписал 12 апреля Таможенный кодекс ЕАЭС, а также ряд других документов, касающихся международной деятельности.

Среди подписанных документов – решения о начале переговоров о свободной торговле с Ираном, Индией, Сингапуром, Египтом, вопросах единого таможенного регулирования в ЕАЭС, координации транспортной политики, цифровой повестки дня, общих финансового и электроэнергетического рынков, торговли услугами. В целом принятие названного пакета документов позволит Беларуси сис­темно отстаивать свои подходы по проблемным вопросам функ­ционирования Евразийского экономического союза, говорится в сообщении пресс-­служ­бы главы государства.

Главным в этом пакете является договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, который Президент Беларуси отказался подписывать в конце прошлого года. Тогда глава государства потребовал еще раз изучить кодекс и выяснить, в какой мере он соответствует интересам нашей страны.

Между тем работа над ТК ЕАЭС велась около 3 лет, и в первоначальный вариант было внесено множество поправок. Этот документ должен заменить кодекс, принятый в 2009 г., и обеспечить основы для перехода к единому таможенному регулированию в рамках ЕАЭС. Новый кодекс, который вступит в силу с 1 июля 2017 г., содержит 60 глав, которые объединены в 9 разделов. В отличие от своего предшественника он не делится на общую и специальную части. В кодекс вошли нормы порядка 20 меж­дународных соглашений, принятых после 2009 г. Значительная часть полномочий по таможенному регулированию передается на союзный уровень, Евразийская экономическая комиссия будет решать в этой сфере около 60 вопросов – вдвое больше, чем теперь. На национальном уровне в основном останутся технические вопросы регулирования. Например, ЕЭК будет устанавливать верхние стоимостные и весовые пороги беспошлинной торговли, единые для всех стран. Те, в свою очередь, смогут по своему усмотрению определять более низкие нормы беспошлинного ввоза для товаров, перемещаемых посредством международных почтовых отправлений, а также экс­пресс-­перевозчиками. При этом через год после вступления кодекса в силу объемы беспошлинных покупок за рубежом начнут снижаться. Таким образом, для граждан союзных стран воз­можности покупки товаров тор­говли через зарубежные интернет-магазины еще больше со­кратятся. Особо оговариваются вопросы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отдельных СЭЗ государств-членов (ст. 425 ТК ЕАЭС).

Главное нововведение кодекса – существенное упрощение таможенных процедур. Элек­тронные технологии будут охватывать весь процесс: от по­ступления товара до его выпуска в обращение. В настоящее время основные таможенные процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы их дублируют. С введением нового ТК, наоборот, основные таможенные процедуры будут осуществляться в электронном виде, а бумажное оформление станет играть вспомогательную роль.

Документы, которые согласно нынешнему ТК требуются для подтверждения заявленных в декларации сведений, согласно новому кодексу понадобятся только в том случае, если сработает система управления рисками. Это нововведение потребует от таможенников перестройки всей системы управления рисками. Если сигнал о риске не поступит, то товары сразу выпустят в свободное обращение. Человеческий фактор (и коррупционные риски) здесь сводится к минимуму, а время таможенного оформ­ления товаров существенно со­кращается.

Повысится статус уполномоченного экономического оператора (УЭО). Его смогут получить организации, соответствующие определенным критериям и пользующиеся доверием таможенных органов. Статус УЭО даст доступ к упрощенным таможенным процедурам, в т.ч. право на выпуск товаров до подачи таможенной декларации, предварительное таможенное декларирование, подачу неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе, и т.п. Таким образом, работа уполномоченных операторов будет контролироваться минимально, а таможенные органы смогут со­средоточить все внимание на реальных нарушителях.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ