Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Резонанс
16.02.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Союзный газ: общего 10 лет ждать©

Концепция формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза одобрена 12 февраля в Москве на заседании Совета ЕЭК. В ее основе лежат планы создания к 2025 г. единого рынка газа с общими биржами и равнодоходными ценами. Еще недавно эта идея выглядела прорывом. Но сегодня ее преимущества на фоне бурных изменений на глобальных рынках энергоносителей выглядят гораздо скромнее.

Формирование общего рынка газа рассматривается как неотъемлемая часть экономической интеграции в рамках ЕАЭС, и, как говорится в сообщении ЕЭК, далее проект концепции будет рассмотрен на заседании совета ЕЭК в I квартале т.г. Для подготовки проекта программы формирования общего рынка газа союза в 2016 г. ЕЭК объявит конкурс на проведение соответствующей научно-исследовательской работы.

В рамках этой концепции планируется рассмотрение вопроса применения национальных валют при взаимных расчетах, заявил журналистам министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Данил Ибраев.

Концепция разработана на основе норм ст. 79 Договора о ЕАЭС и приложения № 22 к нему. Разработка программы должна завершиться в 2017 г., а ее выполнение – до конца 2023 г. Затем государства – члены союза заключат международный договор о формировании общего рынка газа ЕАЭС и обеспечат его вступление в силу не позднее 1.01.2025 г. По оценке Института энергетики и финансов, который участвовал в подготовке документа, минимальный прямой экономический эффект от создания общего рынка газа ЕАЭС составит 1 млрд. USD в год, а с учетом мультипликативного эффекта – еще не менее 3–4 млрд. USD в год.

На первом этапе (до 2020 г.) будут решаться задачи гармонизации законодательства в области регулирования общего рынка газа союза. Должны быть разработаны и согласованы единые правила доступа к газотранспортным системам (ГТС), обеспечена доступность и полнота раскрытия информации о свободных мощностях ГТС, унифицированы нормы и стандарты на газ и нормативно-технические документы, регламентирующие функционирование ГТС. Также предполагается создание системы информационного обмена на основе информации, включающей сведения о потреблении газа, ценообразовании на газ и его транспортировку; установление согласованного порядка осуществления биржевой торговли газом на общем рынке газа союза; формирование индикативного (прогнозного) баланса газа союза.

Второй этап (до 2021 г.) предполагает обеспечение функционирования одной или нескольких товарных бирж газа и недискриминационный доступ участников общего рынка к биржам, ГТС. На данном этапе предполагается использование различных механизмов. Это могут быть долгосрочные заявки поставщиков и потребителей газа для развития мощностей газотранспортных систем, увеличение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов на союзном рынке газа, в т.ч. посредством реализации совместных инфраструктурных проектов, проведение консультаций между странами-участницами по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства по направлениям поставки, в которых страны ЕАЭС конкурируют или потенциально могут конкурировать между собой.

Третий этап (не позднее 1.01.2025 г.) предусматривает вступление в силу международного договора о формировании общего рынка газа союза. При этом будут обеспечены свободные поставки газа, приобретенного по прямым договорам или на бирже; поддержание рыночных цен, обеспечивающих коммерческую рентабельность продажи газа на общем рынке газа союза. Страны ЕАЭС должны будут принять согласованное решение о переходе к равнодоходным ценам на газ на своих территориях.

Аналогичная концепция по общим рынкам нефти и нефтепродуктов не была окончательно одобрена советом, но в целом согласована, заявил Д.Ибраев. Он пояснил, что нерешенным остался вопрос «указывать ли верхнюю границу цены при реализации нефти на рынке стран союза».

Этот вопрос обсуждается достаточно давно. Так, в ноябре 2015 г. страны ЕАЭС тоже не смогли договориться по ценам. Старые механизмы ценообразования не устроили Белнефтехим, который полагает, что лучше установить ценовой потолок на уровне, который определяют международные ценовые агентства за вычетом затрат на поставки вне ЕАЭС и пошлины. Но в Минэнерго РФ сочли, что предложение белорусской стороны нарушает рыночные принципы формирования цен. Казахстан также предложил, чтобы цены на нефть формировались на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции.

Сейчас же единственным камнем преткновения остался пункт о том, каким образом указывать или не указывать верхнюю цену при реализации нефти и нефтепродуктов на рынках стран ЕАЭС.

Тем временем спотовые цены на газ в Европе, «очищенные» от расходов на транспортировку из России и таможенной пошлины, оказались ниже внутрироссийских. Об этом говорится в докладе компании VTB Capital «We made it!» («Мы сделали это!»).

«Когда идея равной доходности внутренних продаж газа с экспортом была анонсирована в 2007 г., она воспринималась как нечто нереальное. Сейчас можно сказать, что миссия выполнена. В настоящее время внутрироссийские цены даже превышают netback-цены экспортных поставок, – пишут аналитики VTB Capital. – Однако разрыв между ценами в ЕС и России был закрыт не за счет роста российских, а за счет драматического падения спотовых цен в Европе, нынешний уровень которых колеблется около 145 USD за 1 тыс. м3».

После распада СССР российские цены на газ удерживались на низком уровне, чтобы поддержать промышленность. В 2007 г. правительство РФ объявило, что будет увеличивать цены на газ опережающими темпами, чтобы достигнуть со временем равной доходности с экспортом. Однако с ростом цен в Европе срок выхода на равнодоходность постоянно откладывался.

Сейчас европейские цены упали до рекордно низкого уровня в 145 USD за 1 тыс. м3. Из этого надо вычесть 44 USD экспортной пошлины (30%) и 46–51 USD транспортных расходов. Цена на газ в Ленинградской области (отсюда стартует «Северный поток») на сегодня составляет 55 USD, в Белгороде (тут проходит ужгородский коридор) – 59 USD. Это дает премию в 10–25% к экспортной альтернативе, подсчитали в VTB Capital. Они отмечают, что цена контрактов «Газпрома» выше указанных спотовых уровней, так что некоторая премия к внутренним поставкам до сих пор сохраняется. «Однако способность покрыть всю свою неэффективность прибылью от экспортных продаж серьезно подорвана. Мы также обеспокоены, что эти события могут укрепить планы правительства заморозить цены на газ», – отмечается в докладе.

Таким образом, пока в ЕАЭС только составляют концепции, в Европе благодаря демонополизации рынка и диверсификации поставок добились не только снижения цен, но и их равнодоходности с Россией. При этом долгосрочные соглашения со стабильными объемами и ценами, заключения которых так усердно добивались из года в год белорусские переговорщики, выглядят куда менее выгодными, чем краткосрочные спотовые контракты, доминирующие сегодня в ЕС.

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by