$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

СОЮЗНЫЙ ДОПИНГ ДЛЯ ЛЕГПРОМА©

14.02.2014

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) провела системный анализ состояния легкой промышленности, взаимной и внешней торговли, стратегий развития отрасли в Беларуси, Казахстане и России. В результате анализа были выявлены общие для трех стран проблемы и тенденции в отрасли, а также ее наиболее конкурентоспособные сегменты.

О результатах проведенного анализа на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 31 января сообщил член коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский.

По данным комиссии, емкость рынка товаров легкой промышленности в ЕЭП в 2012 г. составила 28,9 млрд. USD, причем доля местных производителей, которых насчитывается более 32 тыс., не превышает 34% (в т.ч. РФ — 8,3 млрд. USD, Беларусь — 2,7 млрд., Казахстан — 0,3 млрд.). На нашу страну приходится 12,8% «союзного» производства тканей, 12,5% — обуви, 21% — трикотажных изделий, что обеспечивает республике лидерство в ТС по выпуску этой продукции на душу населения. Совокупный объем взаимной торговли продукцией легкой промышленности между государствами — членами ТС в 2012 г. составил 1,9 млрд. USD, а их доля в ее мировом производстве — менее 1%.

Комиссия надеется, что эту цифру удастся удвоить и сократить долю импорта, хотя товары, произведенные в ЕЭП, относятся к категории среднего качества, простого дизайна и средних цен. Конкурировать им приходится с Китаем, где в легкой промышленности занято около 20 млн. человек, Индией (15 млн.) и ЕС (3 млн.), тогда как в России им противостоит 300 тыс., а в Беларуси — 130 тыс. человек. При этом годовой объем производства продукции легпрома в ЕС составляет 307 млрд. USD, в Китае — 498 млрд. USD, Индии — 46 млрд. На эти две страны приходится 40 и 15% мирового производства хлопка, 64 и 9% — нитей, 41 и 18% — тканей, 50 и 13% — одежды.

Неудивительно, что основной проблемой для союзного легпрома является конкуренция импорта. По данным ЕЭК, в 2012 г. в Беларусь было ввезено из-за рубежа товаров легкой промышленности на 800 млн. USD, в Казахстан — на 1,29 млрд., в Россию — на 17 млрд. Половина этого количества ввозится из Китая. Но легальный рынок продукции легкой промышленности ТС составляет лишь около 1/3 от общего объема формируемого рынка. Нелегальный импорт и контрафакт снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли, эффективность государственной поддержки. Производители в такой «конкуренции», чтобы удержать свои позиции на рынке, вынуждены снижать цены, что приводит к сокращению размера получаемой ими прибыли и, как следствие, к снижению налоговых отчислений в бюджет страны. По аналитическим данным, российский бюджет ежегодно недополучает около 200 млрд. RUB за счет неуплаты НДС и ввозных пошлин по незаконно ввезенной и произведенной продукции легкой промышленности.

Перспективными направлениями в докладе названы производство льняных тканей (доля импорта на рынке ТС составляет 4,2%), хлопчатобумажных (14,5%) и шерстяных тканей (23,2%). Россия надеется стать конкурентоспособным игроком на мировом рынке технического текстиля. Между тем лидером по объему производства сырья для него — химволокна и нитей — является Беларусь, где их производится примерно 250 тыс. т (для сравнения: в России — 150 тыс. т). Поэтому усиление позиции этой продукции ЕЭП во многом зависит от кооперации предприятий наших стран.

В мировой практике решение задач развития легкой промышленности потребовало создания инновационных территориальных кластеров и технологических платформ. Правда, пока из 5 текстильных кластеров, которые попытались создать россияне, работает лишь 1 — в Вологодской области. Сегодня в РФ созданы 34 технологические платформы, в т.ч. одна — в текстильной и легкой промышленности. Участие в ней белорусов и казахов может существенно углубить научно-промышленную кооперацию трех стран в этой отрасли.

Фактор сырьевого обеспечения отрасли является одним из ключевых, поскольку доля сырья в конечной стоимости продукции легкой промышленности, по экспертным оценкам, достигает 60–70%. Значительный объем сырья, произведенного в рамках ТС, вывозится в третьи страны. Так, из-за резкого повышения мировых закупочных цен на хлопок в 2010–2011 гг. казахстанские хлопкозаводы реализовали значительную часть урожая за рубеж. В результате текстильные предприятия столкнулись с нехваткой местного сырья и вынуждены были импортировать его по завышенным ценам. Не хватает им и шерсти. Из-за нехватки оборотных средств закупать ее удается только небольшими партиями, в то время как иностранные импортеры, прежде всего китайские, скупают почти все по более высоким ценам. Так же, по информации концерна «Беллегпром», предприятия легкой промышленности Беларуси испытывают дефицит кожевенного сырья в связи с массовым его вывозом за пределы ТС.

Повышение уровня самообеспеченности сырьем — одна из ключевых задач развития союзного легпрома. Решить ее в докладе предлагается за счет расширения мер господдержки, в т.ч. с применением мер таможенно-тарифного регулирования, вплоть до временных запретов на вывоз сырья, что периодически практикуется в Беларуси.

Уровень господдержки отрасли в ТС существенно отличается. Так, объем субсидирования текстильщиков в РФ составляет 21,1% от общего объема выделенных субсидий в 2012 г., в то время как в Беларуси — 14%.

Состояние основных фондов легкой промышленности в регионе характеризуется низким конкурентным и техническим уровнем производственного потенциала, что приводит к уменьшению выработки на одного рабочего. В России он составляет 28 тыс. USD, в Беларуси — 27 тыс., в Казахстане — 30 тыс., тогда как в Германии — 185 тыс. USD, в целом по Евросоюзу — 114 тыс., в Китае — 25 тыс. USD.

Выход видится в реализации масштабных программ модернизации производств. Совокупный объем инвестиций в основной капитал отрасли за последние пять лет в ТС составил 2,2 млрд. USD, из которых на долю РФ приходится 84%, Беларуси — 10%, Казахстана — 6%. Однако отрасль традиционно считается не слишком привлекательной для инвестиций, в т.ч. из-за низкой окупаемости инвестпроектов. Банки относят предприятия легкой промышленности к зоне повышенного риска и не спешат выдавать долгосрочные кредиты.

Наукоемкость легпрома также остается крайне низкой. По данным статистики, расходы на НИОКР в ЕЭП составляют около 0,2% от выручки предприятий против 5% и более в развитых странах. Причиной авторы доклада также считают недостаток финансовых средств у предприятий, устаревшую опытно-испытательную базу большинства из них, нехватку высококвалифицированных кадров, отсутствие мотивации для их закрепления на предприятиях.

Исправить положение с инвестициями в докладе предлагается прежде всего за счет применения государственного заказа, предоставления налоговых льгот предприятиям, наиболее перспективным с точки зрения их потенциальной конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

ЕЩЕ ОДНА проблема, названная в докладе, — затянутость процедуры возврата НДС. Сама по себе отмена взимания этого налога с экспорта в ТС создает условия развития международной кооперации, однако сдерживающим фактором является схема залоговой уплаты НДС с последующим его возвратом через продолжительный срок. Стимулом развития кооперации может стать увеличение периодичности представления в налоговую инспекцию документов, подтверждающих сумму льготы по НДС, а также исключение предварительной уплаты НДС по кооперационным поставкам.

В предлагаемом ЕЭК комплексе действий по развитию легкой промышленности значится также формирование механизма совместного продвижения продукции на рынки третьих стран с учетом использования потенциала совместных бизнес-миссий, участия в бизнес-диалоге, выставках с привлечением заинтересованных государственных органов, финансовых организаций и экспортных агентств при координирующей деятельности комиссии. Кроме того, предлагается субсидировать затраты производителей на проведение мероприятий, связанных с оценкой (подтверждением) соответствия продукции требованиям технических регламентов ТС.

Еще одна идея — создать саморегулируемую организацию в сфере легкой промышленности для решения задач добровольной сертификации, стандартизации, надзора на рынке и контроля качества. Правда, в отличие от РФ и Казахстана, в нашей стране нет законодательства, в достаточной степени регулирующего деятельность таких структур.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА