$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СОЮЗНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ:ДЕЛО ТЕХНИКИ И ЭКОНОМИКИ

30.09.2011

22–23 сентября 2011 г. в Минске состоялась II Международная конференция «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы», организованная ГТК РБ, БГУ, БНТУ, ООО «Юрспектр» и компании «Редль и партнеры». Представители таможенных служб, министерств, ведомств и деловых кругов стран — участниц Таможенного союза, международных организаций, вузов и деловых кругов обсудили состояние и перспективы сотрудничества трех стран в таможенной сфере, внешней торговле, пограничной политике, правовом регулировании.

Конференция была приурочена к 20-летию таможенной службы Беларуси. Неудивительно, что многие выступления начинались с поздравлений и оценок работы белорусских таможенников. Так, заместитель главы Администрации Президента РБ Андрей Кобяков отметил, что «в условиях новой экономической политики, открытости экономики, свободы предпринимательства таможенная служба Беларуси обеспечивает обслуживание внешнеторгового потока и гарантированный сбор таможенных платежей», а ее организационная и технологическая модернизация позволит войти в число таможенных служб мировых лидеров по уровню развития таможенного дела. Развитие интеграционных связей в рамках ТС, ЕЭП и СНГ — важный приоритет белорусского государства, подчеркнул А.Кобяков.

Эти процессы получили высокую оценку генерального секретаря Всемирной таможенной организации Кунио Микурия. Он отметил, что между ВТО и белорусскими таможенными службами идет плодотворное сотрудничество. Создание Таможенного союза, объединяющего Европу и Азию, стало новым этапом и для ВТО. Эксперты организации уже предоставляли помощь и поддержку странам — участницам ТС и надеются, что союз внесет свой вклад в мировое таможенное сообщество, а таможенные службы стран ТС будут сотрудничать с коллегами из Европы и других регионов.

Действительно, с технической точки зрения задачи формирования единого таможенного пространства трех стран весьма масштабны. Сегодня внешний контроль по периметру Таможенного союза перешел на белорусскую часть границы, рассказал председатель ГТК РБ Александр Шпилевский. Соответственно, увеличился объем работ при осуществлении таможенного контроля, который еще предстоит оптимизировать, чтобы сократить очереди на границе. По мнению А.Шпилевского, должно быть два вида контроля — документальный и таможенный, а все остальные службы должны быть вынесены за пункты пропуска. В целом же технологии осуществления контроля согласованы, налажен обмен информацией, что также способствует увеличению пропускной способности на внешней границе ТС. Минимизировать временные и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности и оптимизировать работу таможенников должна реализация проекта «Электронная таможня», рассказал председатель ГТК. Автоматизированная система электронного предварительного информирования обеспечивает осуществление таможенных операций в отношении 30% товаров с использованием информации, поступившей в таможенные органы до их прибытия. До конца 2012 г. этой системой должно быть охвачено не менее 90% товаров, что позволит сократить время, затрачиваемое на пропуск товаров через границу, в 1,5 раза.

А.Шпилевский также рассказал, что ГТК поручено в ближайшие полгода разработать проект закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». «Однако тут есть проблема: теоретики не знают таможенной практики, практики не имеют навыков нормотворчества», — отметил глава ГТК. Выход видится в создании отраслевой науки, которую планируется развивать через Институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов, а также вузы республики.

Свое видение достижений и проблем ТС у руководителя Федеральной таможенной службы РФ Андрея Бельянинова. С одной стороны, рост взаимного товарооборота трех стран «позволяет оценить важность функционирования нашего интеграционного образования». При этом, по мнению главы ФТС, «инфраструктура на внешней границе Беларуси, которая теперь стала внешней границей Таможенного союза, является одной из лучших в мире и находится в очень хорошем состоянии».

С другой стороны, А.Бельянинов обеспокоен отставанием развития дорожной инфраструктуры России на фоне этого роста, что заставляет задуматься о приоритете развития железнодорожных перевозок. В настоящее время для разрешения этой проблемы выведено таможенное оформление из Москвы, а в Московской области оно уменьшено в 2,5 раза.

Союзные приоритеты...

(Oкончание. Начало на с. 1)

Наибольший товарный поток идет из северных регионов России — Санкт-Петербурга, Псковской и Ленинградской областей. Там объем грузоперевозок в абсолютном выражении вырос, а инфраструктура на фоне этого отстает в развитии. Данная проблема станет предметом обсуждения на первом заседании совместной коллегии таможенных органов государств — членов ТС 18 октября в Москве. Заметим, что для Беларуси, рассчитывающей на рост транзита через свою территорию, этот вопрос имеет особое значение.

Специалист по международным отношениям Генерального директората по Таможенному союзу и налогообложению Европейской комиссии Мария Орлова обратила внимание на необходимость ускорения и упрощения трансграничной торговли, развития трансграничной инфраструктуры и административных процедур и контроля, работы пограничных переходов, а также усиления борьбы с нарушениями и контрабандой. М.Орлова отметила рост случаев задержания таможенными службами стран ЕС табачной продукции. Ее контрабанда на восточной границе ЕС стала реальной угрозой бюджету, безопасности и здоровью европейцев. Так, потери таможенных сборов составляют до 10 млрд. EUR в год. Европейской комиссией выработан план мер, но нужна и помощь восточных соседей. Поэтому на повестке ближайшей таможенной конференции, которая пройдет в октябре в Кракове, будут рассматриваться вопросы обмена информацией, борьбы с мошенничеством, расширения общих транзитных систем.

Таможенные службы являются действенным инструментов в руках национальных правительств и при реализации экономической политики, решении вопросов безопасности, исполнения бюджета и социально-экономической политики. Исходя из этого текущие приоритеты задач, поставленных перед таможенными службами, различаются, признал руководитель ФТС РФ. Так, по его мнению, таможенная служба Беларуси ориентирована на сохранение экономической стабильности и протекционизм национальной промышленности, казахстанская — на обеспечение прорывного развития экономики и создание максимально льготных условий для развития национального бизнеса, России — на содействие модернизации экономики, увеличение экспортно ориентированных производств, повышение инвестиционной привлекательности, сохранение поступлений в бюджет и поддержание необходимого уровня защиты отечественного производителя. Таким образом, приходится постоянно искать компромисс между достижением единообразия таможенного администрирования на всей территории ТС и защитой национальных интересов.

А интересы эти не всегда совпадают. Мнение бизнеса по этому поводу слышно редко. Но есть и исключения. Так, председатель Белорусского союза предпринимателей и нанимателей (БСПН) им. М.Кунявского Георгий Бадей, отдав в своем выступлении должное преимуществам ТС, отметил, что ряд предприятий республики несут с 1.07.2010 г. дополнительные издержки. Например, из-за увеличения в ТС ввозных таможенных пошлин на сырье и материалы затраты ЗАО «Милавица» выросли на 2,5 млн. EUR, что заставило предприятие поднимать цены. В то же время пошлины на готовые корсетные изделия были снижены, что усилило конкуренцию на этом рынке. Это не единичный случай: по мнению наших предпринимателей, таможенные тарифы в большей степени защищают богатые сырьем Россию и Казахстан, затрудняя работу белорусам, которым приходится импортировать многие компоненты для производства. Правда, представители власти советуют в таких случаях обращаться в соответствующие инстанции для разрешения проблем. Но Г.Бадей напомнил, что эти вопросы подняты почти год назад, однако все петиции остались безрезультатными.

Болезненным ударом стала замена института «добросовестных участников ВЭД» на уполномоченных операторов. Если для первого достаточно было «хорошего поведения», то для второго требуется финансовое обеспечение в суммах, неподъемных для многих представителей белорусского малого бизнеса.

Cамой большой правовой проблемой профессор Высшей школы экономики Российской Федерации Алексей Автономов назвал несоответствие нормативных актов Таможенного союза и Союзного государства. Кроме того, отсутствуют судебные органы, которые могут дать компетентное толкование по вопросам применения международных договоров, — не созданы Суд Союзного государства и Суд ЕврАзЭС. «Сейчас есть две организации, которые по-разному регулируют одни и те же вопросы. И рано или поздно эта бомба взорвется», — предупредил ученый.

Если тезис о том, что «сегодня Таможенный союз трех стран состоялся и стал реальным интеграционным объединением, которое основывается на единой системе тарифного и нетарифного регулирования», так или иначе присутствовал в каждом выступлении на конференции, то оценка выигрыша каждой из стран от этой интеграции сводилась к цифрам роста взаимного товарооборота в текущем году по сравнению с прошлым. Но что за ними стоит? Да, товарооборот Беларуси с РФ вырос в январе–июле 2011 г. на 42,7%, с Казахстаном — на 4,4%. Однако при этом доля Беларуси в общем объеме российского внешнеторгового оборота выросла с 4,4 до 4,6%, а Казахстана осталась на уровне 2,7%. Между тем доля Украины, упорно не желающей присоединяться к «тройке», выросла с 5,7 до 6,4%, а Китая — с 9,2 до 9,9%. Увеличение отрицательного сальдо внешней торговли (в т.ч. с РФ до 5,9 млрд. USD на 1 августа), обвал курса рубля, валютный кризис и высокая инфляция могут и не быть прямым следствием вхождения Беларуси в Таможенный союз. Но какова эта связь в реальности? Подобные вопросы еще ждут тщательного исследования — научного и практического.

Все это усиливает впечатление о том, что Таможенный союз представляет не столько экономическое сообщество, сколько политическое. Если для России региональная интеграция — инструмент возвращения былой сверхдержавности, то население Беларуси видит пока лишь ухудшение своей покупательной способности и социального положения. Бурный рост экспорта на восток все явственнее связывается с оскудением белорусских прилавков и ростом цен. Но таможенные органы за это не в ответе.

Татьяна АБРАМОВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях