$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

СОЮЗНЫЕ ДЕНЬГИ

17.06.2011

На прошедшей в Минске 39-й сессии Парламентского собрания Беларуси и России депутаты утвердили исполнение бюджета Союзного государства (СГ) за 2009 г., рассмотрели итоги реализации Концепции социального развития СГ и обсудили правовую базу по учету союзной собственности.

Депутатов и чиновников СГ порадовало, что исполнение бюджета за 2009 г. оказалось успешнее, чем в предшествующие годы. Однако все они отмечали, что финансовая дисциплина по-прежнему хромает. Так, заместитель председателя Комитета государственного контроля Беларуси Раиса Саврицкая, рассказывая об итогах проверки, проведенной Счетной палатой РФ и КГК РБ, сообщила, что всего в бюджет СГ поступило 5,7 млрд. RUB. В то же время расходы профинансированы только на 90,5% к уточненному годовому плану. Кассовое исполнение составило 4,9 млрд. RUB, или 87% (в 2008 г. — 84%). На выполнение программ и мероприятий производственной деятельности, содержание телерадиовещательной организации Союзного государства использовано 93,5% указанных средств, на функционирование его органов — 6,5%.

Ни по одному разделу бюджетной классификации расходы не были исполнены полностью. По-прежнему наибольший (почти 40% годовых назначений) объем бюджетных ассигнований приходился на IV квартал. Произошло это, как считают контролеры, из-за неподготовленности и неорганизованности госзаказчиков. Сроки проведения конкурсных процедур, заключения контрактов, согласования смет расходов на проведение мероприятий постоянно затягивались, иногда вообще сдвигались на конец года.

По словам Р. Саврицкой, по таким основным разделам, как военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности СГ, промышленность, энергетика и строительство финансирование и кассовое исполнение были хуже, чем в 2007–2008 гг. Наиболее низкий процент освоения средств по программам сложился у министерств обороны обеих стран. Так, освоено лишь 46% денег, предназначенных для создания единой системы технического прикрытия железных дорог региона. Из-за несвоевременного проведения Минобороны РФ конкурсов на выполнение работ контракты заключены лишь в конце октября 2009 г. Только 41% ассигнований, выделенных на программу реализации информационных технологий общих таможенных процессов на территории двух государств, освоены таможенными службами двух стран.

Не по целевому назначению израсходовано 1,6 млн. RUB. Часть этих средств в бюджете СГ «восстановлены», сообщила Р.Саврицкая. Например, возвращены 12,2 млн. RUB, предназначенных для создания и организации серийного производства комплекса высокопроизводительных сельхозмашин.

На итоги исполнения бюджета влияет практика ежегодного резервирования значительных сумм для планируемых к утверждению новых программ и мероприятий. Зачастую эти средства полностью не расходуются из-за ненадлежащей организации согласования проектов. Так, остались неиспользованными 206 млн. RUB, зарезервированных в бюджете на разработку и освоение интегральных схем и полупроводниковых приборов для аппаратуры двойного применения. Фактически программа утверждена лишь в апреле 2010 г. В итоге на 1.01.2010 г. на счетах осталось 1,4 млрд. RUB — на 0,3% больше, чем на начало года.

Немало нарушений найдено в деятельности Телерадиовещательной организации СГ (ТРО). Здесь не всегда составлялись акты сдачи-приемки оказанных услуг, а полученные доходы, предусмотренные договорами, в бухучете не отражались. Кроме того, ТРО как госзаказчик и распорядитель средств бюджета не обеспечило качественную разработку сметы на производство фильма «Брестская крепость» с разделением расходов по объемам и видам работ между российской и белорусской сторонами, что повлекло дополнительные затраты на 12 млн. RUB. В целом на создание фильма из бюджета СГ ушло 254 млн. RUB.

Во время заседаний Парламентского собрания не сходит с повестки дня вопрос учета, оценки, управления и сохранения союзной собственности. Имущество, из года в год создаваемое на средства союзного бюджета, нигде не регистрируется как союзная собственность. Депутаты беспокоятся, не исчезнет ли оно вообще. Тем временем вступило в силу Соглашение о регулировании вопросов союзной собственности. Однако председатель Комиссии Парламентского собрания по бюджету и финансам, российский депутат Дмитрий Саблин признал, что до сих пор не решена даже проблема учета этого имущества, не определен орган, уполномоченный вести его реестр. Не выполняется также решение о разработке единой методики учета. Между тем на эти цели израсходовано порядка 15 млн. RUB.

В итоге средства на содержание созданных материальных активов не выделяются ни из национальных бюджетов, ни из бюджета СГ, что приводит к преждевременному износу таких объектов. Вовлечение их в хозяйственный оборот зачастую не имеет правовой основы и порождает массу проблем, в т.ч. при налогообложении. «Все эти вопросы должны найти отражение в разрабатываемой в настоящее время новой редакции Порядка формирования и исполнения бюджета СГ, — надеется Д.Саблин. — А до его принятия будем пытаться регулировать процесс текстовыми статьями закона о бюджете-2012».

Парламентское собрание приняло заявление в связи с 15-летием Союзного строительства, а также поддержало инициативу депутата Палаты представителей Анатолия Ваньковича о разработке новой редакции концепции национальной безопасности Союзного государства.

Анна ФЕДОРОВА