$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СОЮЗНАЯ СПЕЦИФИКА АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА

12.07.2011

В I полугодии 2011 г. в республиканский бюджет поступило 300 млн. USD таможенных сборов за ввоз в страну легковых автомобилей физическими лицами — в 1,5 раза больше, чем годом ранее, сообщил на пресс-конференции в Минске заместитель председателя ГТК Сергей ПОЛУДЕНЬ.

Если в прошлом году было ввезено порядка 200 тыс. легковых машин, то в январе–июне т.г. — 250 тысяч. Такого «рекорда» таможенники не припомнят. Однако со вступлением в силу с 1 июля новых ставок таможенных пошлин, в 8–10 раз превышающих прежние, ввоз автомобилей из-за рубежа практически прекратился. Благодаря Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, белорусам впредь долго придется довольствоваться поставками из России. Правда, как считает С.Полудень, автомобильный рынок насытился на ближайшие 2–3 года, а ее сбыт на восток ограничен: Москва, инициировавшая запретительные пошлины для защиты своего автопрома, позаботилась и о введении особого порядка продажи транспортных средств из Беларуси и Казахстана. Так, белорусы смогут продавать импортированные с 1.01.2010 г. по 30.06.2011 г. машины в России только после уплаты разницы между ставками пошлин, которые в этот период действовали в двух странах. С.Полудень пояснил, что если гражданин произведет доплату в Беларуси, то эти деньги останутся здесь. При этом будут оформлены документы, подтверждающие факт таможенной очистки. Этот порядок продлится до 1.01.2013 г.

Автомобили, ввезенные в нашу страну и оформленные здесь до 1.01.2010 г., теоретически могут беспрепятственно продаваться в РФ. Однако в реальности и для них есть ограничения. Такие машины должны соответствовать экологическому классу Евро-4, чтобы получить российский паспорт транспортного средства (ПТС) в порядке, установленном п.п. 58, 59 и 65 Положения о паспортах транспортного средства и паспортах шасси транспортного средства, утв. приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 № 496/192/134. В случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утв. постановлением правительства РФ от 12.10.2005 № 609, ПТС согласно п. 70 Положения не выдаются.

По мнению экспертов, до мая 2011 г. при реализации в РФ своей техники белорусы особых трудностей не испытывали. Российская таможня выдавала ПТС по представлению сертификата Евро-4, не вникая в его происхождение. Но в последние месяцы отношение изменилось: у таможенников появились сомнения в легальности получения этих сертификатов. Оказалось, что среди них немало подделок, цена которых на черном рынке составляла 500–1000 USD. Поэтому сегодня получить ПТС на автомобиль из Беларуси, выпущенный до 2003 г., предъявив лишь сертификат Евро-4, практически невозможно. Российские таможенники запрашивают аккредитованные организации, выясняя не только происхождение документа, но и требуя доказательств факта переоборудования ввозимых из Беларуси машин.

Поскольку изменение экологических параметров машины стоит дорого и на некоторых моделях вообще невозможно, сбыть в Россию подержанные автомобили будет затруднительно. Так что накопленный автохлам останется в Беларуси.

Более того, в перспективе прогнозируется значительное увеличение его объемов: как в силу естественного старения автопарка и изоляции от поставок с Запада, так и из-за снижения покупательной способности белорусов. Зато наши восточные соседи, покатавшись год-другой на «ниссанах» и «тойотах» российской сборки, вполне могут сбывать их в Беларусь, когда пожелают обновить свое средство передвижения. Не этим ли путем будет осуществляться обещанный рост товарооборота между странами Таможенного союза?

Иван МИХАЛЕВИЧ