Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6187
EUR:
2.9575
RUB:
3.3342
Золото:
154.55
Серебро:
1.99
Платина:
85.96
Палладий:
183.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Совет Совету дает совет

На совместном заседании Совета по координации контрольно-ревизионной деятельности в Республике Беларусь и Совета по развитию предпринимательства 19 сентября проанализирована практика применения норм Указа от 15.11.1999г. N 673 "О некоторых мерах по с...
На совместном заседании Совета по координации контрольно-ревизионной деятельности в Республике Беларусь и Совета по развитию предпринимательства 19 сентября проанализирована практика применения норм Указа от 15.11.1999г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций", а также влияние этой практики на развитие предпринимательства в стране.

Поводом для совместного заседания стали жалобы предпринимателей на встрече с Президентом страны 11 июля 2003г. на то, что контролирующие органы злоупотребляют своим правом проводить проверки. В ответ глава государства предложил Совету по развитию предпринимательства собрать всю информацию о внеплановых и неправомерных проверках и представить в Совет по координации контрольно-ревизионной деятельности. Помимо этого, предпринимателей призвали сообщить свои претензии письменно или по телефонной "горячей линии".

Заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства М.Витковский рассказал, что корпоративные союзы провели среди предпринимателей анкетирование. Выяснилось, что бизнесмены часто не различают плановые и внеплановые проверки. Разные органы приходят к субъектам хозяйствования выяснять интересующие их вопросы. Свои темы у инспекции МНС, свои у санэпидемстанции, пожарников, таможенников, ценовиков, органов сертификации, милиции. Хорошо, если действия контролеров оправданы и профессиональны. Но как объяснить, зачем в Гомельской области проводилось 3 комплексные проверки ИП "Агроинтертранс" за 6 месяцев 2003г.? Кто дал право в Гродно водителю милиции, отрекомендовавшись сотрудником ОБЭП, составлять протокол на предпринимателя, а не представившемуся милиционеру -- изъять у ИП Лозовской товар на 11 млн. руб., который потом удалось вернуть лишь через суд?

В стране в последние 3 года создается нормативная база для проведения единой государственной политики в сфере контрольно-ревизионной деятельности. Основой ее является Указ N 673 и утвержденный им Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций. Еще 2001-02-22г. было принято постановление Совмина N 248 "О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)". Но, как показывает практика, действует оно не всегда. Бывает, что сотрудники МВД, ссылаясь на Закон "О милиции", проводят проверки без предписаний, а записи в книге проверок делать отказываются. Комитету госконтроля известно, что работники других контролирующих органов тоже порой игнорируют постановление N 248. Но известно и то, что при этом проверяемые сами обычно не настаивают на соблюдении своих прав. В чем дело: не знают их или боятся чего-то?

Заместитель председателя Совета по координации контрольно-ревизионной деятельности С.Соц отметил, что за время работы "горячей линии" поступило лишь 4 жалобы на необоснованное назначение проверок, да и те не подтвердились. Утвержден и действует порядок составления и согласования координационного плана контрольной деятельности и порядок планирования и проведения совместных проверок. Все главные проверки проводятся в соответствии с данными планами, утверждаемыми раз в полгода председателем Совета по координации. В течение 3-х лет на заседаниях Совета анализировалась деятельность ряда министерств и комитетов, а также областных советов по координации контрольно-ревизионной деятельности. Это позволило существенно сократить случаи дублирования в работе контролирующих и правоохранительных органов. По существу, прекратились жалобы на необоснованное назначение проверок. Порядок проведения плановых вневедомственных ревизий в основном соблюдается.

Постановлением Минфина, КГК, Прокуратуры, МВД, МНС, Минюста, КГБ, ГТК от 2002-09-12г. N 83/33/16/249/62/14/8/35 утверждена Инструкция о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных правительству, местных исполнительных и распорядительных, а также налоговых, таможенных органов, органов уголовного преследования и судов по организации и проведению проверок. Этот документ призван обеспечить сотрудничество контролирующих органов, в том числе в том, чтобы не тревожить субъектов хозяйствования лишними проверками. Но, кроме плановых проверок, которые должны проводиться согласно Указу N 673 не чаще, чем раз в год, есть еще встречные, внеплановые, проводимые по поручению государственных органов. Их количество ничем не ограничено, а вопросов у государства к предприятиям всегда немало. В то же время, как показывает опыт Комитета госконтроля, проведение внеплановых проверок нередко вызвано множественностью планов работы в местных органах власти и их структурных подразделениях, поручениями вышестоящих органов, а также некачественным проведением плановых ревизий.

Заместитель министра по налогам и сборам В.Каменко объяснил, что пока лишь 70% обязательных платежей поступает в бюджет добровольно. Чтобы взыскать остальное, МНС вынуждено прибегать к принудительным мерам, включая обращение взыскания на имущество и дебиторов недоимщиков. Конечно, такие меры не бывают популярными. Иногда кажется, что действия налоговиков излишне суровы. Ну не перечислили в срок к 22 числу 5--10% начисленной суммы налогов. Не по злому умыслу -- просто выручка вовремя не поступила, а инспектор тут как тут. Буква закона требует мер, а санкции нарушают ритм работы предприятий, подрывают их деловую репутацию. Кажется, не лучше ли предоставить добропорядочному налогоплательщику в порядке исключения отсрочку. Но, с другой стороны, почему инспекция МНС должна быть "доброй" к кому-либо избранному? На 1.08.2003г. объем отсроченной задолженности перед бюджетом и так составил 216,5 млрд. руб., увеличившись по сравнению с началом года втрое, а недоимка по доходам и поступлениям -- 183,3 млрд.

В.Каменко отметил, что сегодня остались лишь те целевые проверки, которые связаны с зачетом и возвратом НДС, правомерностью применения льгот. Бюджетообразующие предприятия и те, кто имеет меньшее, но существенное значение для пополнения бюджета, проверяются раз в год, прочие -- раз в 3--5 лет. Но налоговики вынуждены проводить еще и значительное количество рейдовых и встречных проверок.

Впрочем, в ходе надзорных мероприятий КГК обнаружил, что внимание МНС распределяется весьма неравномерно. Например, в ИМНС Центрального р-на столицы 2645 субъектов хозяйствования (около 60% всех зарегистрированных в районе) не проверялись по 5 лет. А некоторые -- по нескольку раз в год.

Недовольство предпринимателей вызывают "кустовые" проверки, когда проводится одновременная проверка организации и всех его дочерних предприятий или фирм, принадлежащих одному учредителю. По мнению одного из участников заседания подобная практика парализует работу таких предприятий. Зачастую так оно и есть. Но что делать, если "куст" создается зачастую не столько для диверсификации бизнеса, сколько для ухода от уплаты налогов и трансфертного ценообразования путем выстраивания хитроумных расчетных схем? Раскрытие информации об аффилированных лицах и составление консолидированной отчетности в соответствии с требованиями МСФО позволило бы в значительной мере обеспечить прозрачность ведения бизнеса хозяйственных групп, а значит, и уменьшить потребность в "кустовых" проверках. Но пройдут годы, прежде чем Минфин примет соответствующие нормативные акты, а субъекты хозяйствования научатся их применять на практике, потеряют стимулы скрывать нюансы своих сделок. Эволюция экономики не бывает мгновенной.

Случается всякое. Как правило, каждый орган занят выполнением своего служебного долга и отнюдь не ставит своей целью извести предприятие и потрепать нервы его руководителям. Но для проверяемого все эти визиты сливаются в одну непрерывную волну стрессов, отвлекающую от работы, вызывающую страх, неуверенность в завтрашнем дне. У каждой из сторон своя "окопная" правда. Поэтому Совет по координации контрольно-ревизионной деятельности и Совет по развитию предпринимательства констатировали, что действующая нормативная база позволяет в полной мере проводить единую и эффективную политику в вопросах контроля. МНС рекомендовано упорядочить контрольную деятельность в своих инспекциях, исключить множественность проверок и привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших необоснованное проведение внеплановых проверок. А глава Комитета госконтроля, председатель Совета по координации контрольно-ревизионной деятельности А.Тозик призвал участников заседания работать над развитием и механизма исполнения Указа N 673 -- в правовом и моральном аспекте. Системные проверки и санкции не должны мешать предпринимателям, а должны воспитывать у них привычку работать цивилизованно, строго соблюдая законы, подчеркнул он.