Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сотрудничество на грани

В Беларуси практически отсутствует законодательная база в сфере межрегионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества. Такое мнение высказал на заседании республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) депутат Палаты представителей Анатолий Красуцкий. Накопленный органами власти и субъектами хозяйствования опыт в межрегиональном приграничном сотрудничестве настоятельно требует разработки и принятия в нашей стране документа, который бы урегулировал эти правоотношения, отметил он...
В Беларуси практически отсутствует законодательная база в сфере межрегионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества. Такое мнение высказал на заседании республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) депутат Палаты представителей Анатолий Красуцкий. Накопленный органами власти и субъектами хозяйствования опыт в межрегиональном приграничном сотрудничестве настоятельно требует разработки и принятия в нашей стране документа, который бы урегулировал эти правоотношения, отметил он.

Сегодня действуют несколько разрозненных правовых актов: правительственное соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств - участников ЕврАзЭС, принятое еще в 1999г.,  документ  о сотрудничестве приграничных областей Беларуси и Украины, а также ряд соглашений белорусского правительства с регионами России. Еще о приграничном сотрудничестве упоминается в Законе об основных направлениях внутренней и внешней политики. В то же время в Госдуме России на рассмотрении находятся четыре законопроекта о приграничном сотрудничестве, разработана концепция межрегионального приграничного сотрудничества.

Белорусско-российское приграничное сотрудничество пока не стало активным элементом интеграции, считает директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси Петр Никитенко. Приграничная торговля в Витебской, Могилевской и Гомельской областях составляет всего 3-5% торгового оборота с Россией. По его мнению, на региональном уровне, на уровне облисполкомов, райисполкомов должен быть использован опыт Евросоюза. Структура приграничной торговли традиционная: продукты нефтехимической, химической отраслей, легкой и пищевой промышленности, металлообработки и автомобилестроения.

Между тем какого-либо статистического учета приграничной торговли не ведется ни с российской, ни с белорусской стороны, поэтому о ее объемах можно судить лишь по экспортно-импортной деятельности на уровне областей, отметил П.Никитенко. По его данным, в Смоленской области России 50% совместных предприятий созданы с участием белорусского капитала, что является положительной динамикой. Однако в создании филиалов на приграничных с Россией территориях участвуют в основном крупные предприятия, тогда как приграничное сотрудничество рассчитано в первую очередь на малый и средний бизнес. Например, сейчас в приграничном сотрудничестве Беларуси и России не задействована в достаточной мере сфера услуг: транспортных, туристических, не развит придорожный сервис. Преимущества приграничного сотрудничества не используются и в сфере трудовой миграции. Так, в одном районе отмечается нехватка рабочей силы, а в соседнем районе другого государства зарегистрирован высокий уровень безработицы, отметил эксперт.

Проблемы сотрудничества приграничных районов Беларуси и России, по мнению П.Никитенко, связаны с тем, что это явление не рассматривается как особый вид международных экономических отношений. Проекты сотрудничества обоих государств имеют национальный масштаб или реализуются в рамках программ Союзного государства.

Значимость приграничного сотрудничества велика, полагает директор Института экономики НАН, поскольку способно нивелировать угрозы со стороны глобализации.

Важным условием для устранения барьеров во взаимной торговле является также принятие единых технических регламентов и гармонизация требований национальных структур стандартизации государств СНГ, а также разработка единых технических регламентов. Такое мнение высказал председатель Госстандарта Валерий Корешков. Если Беларусь разойдется в технических регламентах, то это автоматически вернет нас к 1992г., когда было принято решение о межгосударственной стандартизации. "Нужно сделать все, чтобы регламенты принимались синхронно и были аналогичными по содержанию. Предпосылки к этому есть: все участники разрабатывают национальные регламенты и в основу закладывают директивы ЕС", - отметил глава Госстандарта.